Какие необычные здания в Гродно сохранились со времен советской эпохи?

Гродненские архитекторы почти всегда добавляли в проекты что-то свое.
Областной драматический театр – не единственная постройка советского времени, которую сегодня можно увидеть в Гродно. Есть и другие, не менее интересные объекты. Да, они, как правило, типовые, но нельзя сказать, что одинаковые по сравнению со своими собратьями на территории бывшего СССР. Гродненские архитекторы почти всегда добавляли в проекты что-то свое.
Начнем со здания, знакомого всем, – бывшего Дворца культуры текстильщиков на Советской площади. Его автор – известный советский архитектор Игорь Рожин. Начиная с 1947 года на протяжении полутора десятилетий в разрушенных войной советских городах было построено более пятидесяти таких дворцов культуры. Например, в Курске, Подольске, Мурманске, Алчевске и множестве других населенных пунктов.
Интересно, что со временем реализованные проекты дворца упрощались, строители отказывались от дорогой лепнины и прочих украшений, придавая зданию довольно индустриальный вид. Гродненский дворец текстильщиков, открытый в 1959-м, оказался где-то посередине, его так и не украсили бетонными флагами и гербом СССР, как было на проекте. Но коринфские капители колонн сохранили.
В 1953 году по заказу Министерства торговли СССР был утвержден проект трехэтажного универсального магазина (универмага). В Гродно его реализовали в конце 1950-х годов на улице Советской на месте разбомбленной гостиницы «Европейская».
Сегодня это один из самых ярких примеров советского неоклассицизма в Гродно, правда, с модернистической пристройкой начала 1980-х. Таких универмагов, судя по всему, было построено не один десяток. Нам известны здания в Ангарске, Дмитрове, Кривом Роге, на территории Беларуси «близнеца» гродненского универмага можно увидеть в Витебске, Бобруйске и Бресте.
Притягивает к себе внимание построенное также в классицистических традициях здание Дома культуры «Цветлит» на улице Дзержинского. Оно было возведено как Дом культуры Гродненского комбината строительных материалов, так как основные производства комбината в то время находились как раз здесь, в районе перекрестка современных улиц Дзержинского и Дубко. Но уже через несколько лет КСМ переехал на другое место, а Дом культуры перешел к новому собственнику.
Этот Дом культуры – типовой районный, их в бывшем СССР около двухсот! Только в Беларуси не менее двадцати – на Гродненщине, например, такие здания есть в Ошмянах и Волковыске.
Уже в середине 1960-х годов в СССР входит в силу новый архитектурный стиль – советский архитектурный модернизм. Это было связано с тем, что советская экономика стала богаче, промышленность внедряла новые технологии, а архитекторы могли смелее экспериментировать с формой своих творений. Так в Гродно появились типовые Дом быта (по проекту 1966 года), главпочтамт, Дом пионеров (сегодня – Дворец творчества детей и молодежи), гостиница «Беларусь».

Проект главпочтамта был разработан черкасскими архитекторами Рацем и Бравером. Там же, в Черкассах, в 1965-м такой первый главпочтамт и был открыт. Гродненский открыли в конце 60-х годов. И в Гродно, и в Черкассах, и в Запорожье, и в других городах главным украшением фасада этого здания был большой квадратный циферблат со стрелочными часами. Их, к сожалению, давно уже демонтировали.
Гродненский Дворец творчества детей и молодежи имеет собрата в Донецке, а вот гостиница «Беларусь» (проект разработан в 1961 году) «скрывается» в Кирове под названием «Вятка», а в Уфе – «Азимут».
Со временем, уже к концу 1970-х – началу 1980-х в Гродно реализуются смелые самостоятельные архитектурные проекты общественных зданий. Это драмтеатр, гостиница «Гродно», железнодорожный вокзал и некоторые другие объекты. История их неизменно интересна, и мы надеемся, что они будут радовать гродненцев еще много десятилетий.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Начнем со здания, знакомого всем, – бывшего Дворца культуры текстильщиков на Советской площади. Его автор – известный советский архитектор Игорь Рожин. Начиная с 1947 года на протяжении полутора десятилетий в разрушенных войной советских городах было построено более пятидесяти таких дворцов культуры. Например, в Курске, Подольске, Мурманске, Алчевске и множестве других населенных пунктов.
Интересно, что со временем реализованные проекты дворца упрощались, строители отказывались от дорогой лепнины и прочих украшений, придавая зданию довольно индустриальный вид. Гродненский дворец текстильщиков, открытый в 1959-м, оказался где-то посередине, его так и не украсили бетонными флагами и гербом СССР, как было на проекте. Но коринфские капители колонн сохранили.
В 1953 году по заказу Министерства торговли СССР был утвержден проект трехэтажного универсального магазина (универмага). В Гродно его реализовали в конце 1950-х годов на улице Советской на месте разбомбленной гостиницы «Европейская».
Сегодня это один из самых ярких примеров советского неоклассицизма в Гродно, правда, с модернистической пристройкой начала 1980-х. Таких универмагов, судя по всему, было построено не один десяток. Нам известны здания в Ангарске, Дмитрове, Кривом Роге, на территории Беларуси «близнеца» гродненского универмага можно увидеть в Витебске, Бобруйске и Бресте.
Притягивает к себе внимание построенное также в классицистических традициях здание Дома культуры «Цветлит» на улице Дзержинского. Оно было возведено как Дом культуры Гродненского комбината строительных материалов, так как основные производства комбината в то время находились как раз здесь, в районе перекрестка современных улиц Дзержинского и Дубко. Но уже через несколько лет КСМ переехал на другое место, а Дом культуры перешел к новому собственнику.
Этот Дом культуры – типовой районный, их в бывшем СССР около двухсот! Только в Беларуси не менее двадцати – на Гродненщине, например, такие здания есть в Ошмянах и Волковыске.
Уже в середине 1960-х годов в СССР входит в силу новый архитектурный стиль – советский архитектурный модернизм. Это было связано с тем, что советская экономика стала богаче, промышленность внедряла новые технологии, а архитекторы могли смелее экспериментировать с формой своих творений. Так в Гродно появились типовые Дом быта (по проекту 1966 года), главпочтамт, Дом пионеров (сегодня – Дворец творчества детей и молодежи), гостиница «Беларусь».

Проект главпочтамта был разработан черкасскими архитекторами Рацем и Бравером. Там же, в Черкассах, в 1965-м такой первый главпочтамт и был открыт. Гродненский открыли в конце 60-х годов. И в Гродно, и в Черкассах, и в Запорожье, и в других городах главным украшением фасада этого здания был большой квадратный циферблат со стрелочными часами. Их, к сожалению, давно уже демонтировали.
Гродненский Дворец творчества детей и молодежи имеет собрата в Донецке, а вот гостиница «Беларусь» (проект разработан в 1961 году) «скрывается» в Кирове под названием «Вятка», а в Уфе – «Азимут».
Со временем, уже к концу 1970-х – началу 1980-х в Гродно реализуются смелые самостоятельные архитектурные проекты общественных зданий. Это драмтеатр, гостиница «Гродно», железнодорожный вокзал и некоторые другие объекты. История их неизменно интересна, и мы надеемся, что они будут радовать гродненцев еще много десятилетий.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!