От Немана до Каунаса. История Гродненской пристани Неманского речного пароходства

История Гродненской пристани Неманского речного пароходства насчитывает 80 лет.
За эти годы она претерпела множество изменений и сумела занять свое место в развитии судоходства.
За время оккупации немецко-фашистские захватчики причинили огромный ущерб хозяйству Гродненской пристани Неманского речного пароходства. Были беспощадно сожжены, взорваны и затоплены пароходы, баржи, землечерпалки, разграблены мастерские и склады, уничтожены береговые сооружения пристани, жилые дома и почти вся путевая обстановка. После освобождения города речники с завидным рвением принялись ликвидировать последствия войны.
31 мая 1945 года было принято решение вновь организовать Гродненскую пристань Неманского речного пароходства. Границы ее деятельности включали реку Неман от истока до пристани Меркине, реку Щара, Огинскую и Августовскую шлюзовые системы до государственной границы со всеми ее притоками. Также предписывалось организовать Гродненские механические мастерские и Гродненский технический участок пути Неманского речного пароходства. Первостепенными задачами являлись дальнейшее восстановление речного флота и усиление перевозок народно-хозяйственных грузов: леса на плотах и леса в судах.
Кроме того, русло Немана было загромождено взорванными оккупантами при отступлении мостами, затоплено военной техникой, а наличие низководных мостов-переправ не давало возможности курсировать флоту по всей речной магистрали. Все это создавало трудности в работе навигации.

Но, несмотря на это, ремонт судов осуществлялся ускоренными темпами. И уже за первую послевоенную навигацию было совершено более 200 рейсов, примерно половина (102 рейса) – пароходом «Пушкин».
За следующие два года флот значительно пополнился. 23 единицы самоходного и несамоходного флота были подняты со дна реки, восстановлены и успешно возвращены в рабочий строй. Также речники восстановили склады и судоремонтное предприятие, очистили фарватер реки.
5 апреля 1946 года была открыта навигация в верховьях Немана. Первую открытую пассажирскую линию «Гродно–Свентоянск» протяженностью 50 км обслуживал грузопассажирский пароход «Карл Либкнехт», а с 6 апреля начали осуществляться грузовые перевозки «Гродно–Друскининкай», линию которых обслуживал буксирный пароход «Пушкин». За свой первый рейс он перевез 180 тонн стройматериалов.
С 20 июня того же года на воды Немана был спущен буксирный пароход, получивший название в честь Героя Советского Союза «Зоя Космодемьянская». Спустя некоторое время открылись две новые линии: пассажирская «Гродно–Лунно» и грузовая «Гродно–Неман».
Весной того же года Гродненское речное пароходство пополнилось новыми судами – «Максим Горький» и «Калинин».
Внимания требовало и русло реки. Потому в начале 50-х проводились работы на Немане по обеспечению достаточными глубинами и габаритами пути для беспрепятственного движения флота пристани. А для освоения перевозок по его притокам были произведены расчистки и углубление Щары, Березины и самого Немана.
К сентябрю 1953 года были закончены ремонтные работы пассажирского вокзала и набережной, что позволило организовывать в выходные дни массовые прогулочные рейсы. Для этого также была создана пригородная линия «Гродно–Меловые горы». Вокзал и пассажирские суда были радиофицированы, в них располагались буфеты с напитками и холодными закусками.
Осенью 1955 года Гродненские судоремонтные мастерские и Гродненская пристань Неманского пароходства были объединены в одну структуру «Пристань Гродно». Через год на базе этой структуры бывшего Неманского речного пароходства морского речного флота и Мостовского эксплуатационного участка речного транспорта был вновь организован Неманский эксплуатационный участок речного флота в городе Гродно.
Тогда же в Гродно появился легендарный теплоход «Ольга Соломова».
Весной 1967 года вышло постановление исполнительного комитета Гродненского городского Совета депутатов трудящихся и бюро Гродненского горкома КП Белоруссии: «Учитывая многочисленные пожелания трудящихся города Гродно, просить Совет Министров Белорусской ССР присвоить пассажирскому пароходу пристани Гродно № ПТ-0170 имя Героя Советского Союза Виктора Усова; пассажирскому пароходу № ПТ-0171 – имя секретаря Гродненского подпольного горкома комсомола Ольги Соломовой».
В 1975 году в связи с увеличением количества перевозок строительного песка и песчано-гравийного материала на базе речной пристани в Гродно был основан речной порт. Он осуществлял доставку минерально-строительных грузов предприятиям, располагавшимся в приречных районах, а также строительство и ремонт судов и другой передвижной погрузочно-разгрузочной техники. Перевозка грузов осуществлялась в несамоходных судах грузоподъемностью до 350 тонн буксирными теплоходами. В 1987 году объем перевозки грузов составил около 1 млн тонн.
Сегодня Гродненская пристань является филиалом Гродненского участка РУП «Днепро-Двинское предприятие водных путей» «Белводпуть». Развитая речная система Неманского бассейна открывает широкие возможности для организации досуга как жителей, так и гостей принеманского края. Большой популярностью пользуются байдарочный туризм и прогулки на теплоходах «Ольга Соломова» и «Неман». Правда, курсируют они за пределами города – с их борта можно насладиться живописными видами Августовского канала и Гродненской пущи.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
От Немана до Каунаса
До начала Великой Отечественной войны по Гродненскому участку речного флота насчитывалось 11 единиц самоходного флота мощностью в 600 лошадиных сил и 30 единиц несамоходного флота грузоподъемностью 4500 тонн. Весь этот флот обслуживал участок реки Неман от станции Неман до города Каунаса. Пристань Гродно имела пассажирский павильон, грузовые склады, полностью оборудованные судоремонтные мастерские, технические материалы.За время оккупации немецко-фашистские захватчики причинили огромный ущерб хозяйству Гродненской пристани Неманского речного пароходства. Были беспощадно сожжены, взорваны и затоплены пароходы, баржи, землечерпалки, разграблены мастерские и склады, уничтожены береговые сооружения пристани, жилые дома и почти вся путевая обстановка. После освобождения города речники с завидным рвением принялись ликвидировать последствия войны.
31 мая 1945 года было принято решение вновь организовать Гродненскую пристань Неманского речного пароходства. Границы ее деятельности включали реку Неман от истока до пристани Меркине, реку Щара, Огинскую и Августовскую шлюзовые системы до государственной границы со всеми ее притоками. Также предписывалось организовать Гродненские механические мастерские и Гродненский технический участок пути Неманского речного пароходства. Первостепенными задачами являлись дальнейшее восстановление речного флота и усиление перевозок народно-хозяйственных грузов: леса на плотах и леса в судах.
Пассажиропоток на Немане растет
По состоянию на август 1945 года флот Гродненской пристани состоял из трех пароходов – «Пушкин», «Летувайте», «8 Марта», четырех теплоходов (моторных катеров) – «Краснофлотец», «Боец», «Техник», газохода и восьми барж. Однако в эксплуатации находились только два парохода и пять барж, остальные суда не могли функционировать из-за трудно устранимых технических неисправностей.Кроме того, русло Немана было загромождено взорванными оккупантами при отступлении мостами, затоплено военной техникой, а наличие низководных мостов-переправ не давало возможности курсировать флоту по всей речной магистрали. Все это создавало трудности в работе навигации.

Но, несмотря на это, ремонт судов осуществлялся ускоренными темпами. И уже за первую послевоенную навигацию было совершено более 200 рейсов, примерно половина (102 рейса) – пароходом «Пушкин».
За следующие два года флот значительно пополнился. 23 единицы самоходного и несамоходного флота были подняты со дна реки, восстановлены и успешно возвращены в рабочий строй. Также речники восстановили склады и судоремонтное предприятие, очистили фарватер реки.
5 апреля 1946 года была открыта навигация в верховьях Немана. Первую открытую пассажирскую линию «Гродно–Свентоянск» протяженностью 50 км обслуживал грузопассажирский пароход «Карл Либкнехт», а с 6 апреля начали осуществляться грузовые перевозки «Гродно–Друскининкай», линию которых обслуживал буксирный пароход «Пушкин». За свой первый рейс он перевез 180 тонн стройматериалов.
С 20 июня того же года на воды Немана был спущен буксирный пароход, получивший название в честь Героя Советского Союза «Зоя Космодемьянская». Спустя некоторое время открылись две новые линии: пассажирская «Гродно–Лунно» и грузовая «Гродно–Неман».
Водные прогулки
В 1948 году в связи с отсутствием городского моста через Неман на правом берегу напротив затона была организована баржевая переправа. Работала она ежедневно с 7 утра до 9 вечера.Весной того же года Гродненское речное пароходство пополнилось новыми судами – «Максим Горький» и «Калинин».
Внимания требовало и русло реки. Потому в начале 50-х проводились работы на Немане по обеспечению достаточными глубинами и габаритами пути для беспрепятственного движения флота пристани. А для освоения перевозок по его притокам были произведены расчистки и углубление Щары, Березины и самого Немана.
К сентябрю 1953 года были закончены ремонтные работы пассажирского вокзала и набережной, что позволило организовывать в выходные дни массовые прогулочные рейсы. Для этого также была создана пригородная линия «Гродно–Меловые горы». Вокзал и пассажирские суда были радиофицированы, в них располагались буфеты с напитками и холодными закусками.
Осенью 1955 года Гродненские судоремонтные мастерские и Гродненская пристань Неманского пароходства были объединены в одну структуру «Пристань Гродно». Через год на базе этой структуры бывшего Неманского речного пароходства морского речного флота и Мостовского эксплуатационного участка речного транспорта был вновь организован Неманский эксплуатационный участок речного флота в городе Гродно.
Рождение легенды – теплохода «Ольга Соломова»
Спустя десятилетие Гродненская пристань располагала уже достаточным количеством транспортного флота, необходимыми кадрами механизаторов и плавательного состава. Ремонт судов и погрузочных механизмов, находившихся в затоне города, производился досрочно и с хорошей оценкой качества работ. Пристань получала значительную прибыль от перевозок, что обусловливалось наличием достаточного количества груза на причалах заказчиков. Выполнение плана пассажирских перевозок обеспечивалось за счет увеличения экскурсионных рейсов, катания школьников и учащейся молодежи в межрейсовое время, организации в выходные и праздничные дни прогулок для горожан и гостей Гродно в живописные места по реке Неман.Тогда же в Гродно появился легендарный теплоход «Ольга Соломова».
Весной 1967 года вышло постановление исполнительного комитета Гродненского городского Совета депутатов трудящихся и бюро Гродненского горкома КП Белоруссии: «Учитывая многочисленные пожелания трудящихся города Гродно, просить Совет Министров Белорусской ССР присвоить пассажирскому пароходу пристани Гродно № ПТ-0170 имя Героя Советского Союза Виктора Усова; пассажирскому пароходу № ПТ-0171 – имя секретаря Гродненского подпольного горкома комсомола Ольги Соломовой».
В 1975 году в связи с увеличением количества перевозок строительного песка и песчано-гравийного материала на базе речной пристани в Гродно был основан речной порт. Он осуществлял доставку минерально-строительных грузов предприятиям, располагавшимся в приречных районах, а также строительство и ремонт судов и другой передвижной погрузочно-разгрузочной техники. Перевозка грузов осуществлялась в несамоходных судах грузоподъемностью до 350 тонн буксирными теплоходами. В 1987 году объем перевозки грузов составил около 1 млн тонн.
Сегодня Гродненская пристань является филиалом Гродненского участка РУП «Днепро-Двинское предприятие водных путей» «Белводпуть». Развитая речная система Неманского бассейна открывает широкие возможности для организации досуга как жителей, так и гостей принеманского края. Большой популярностью пользуются байдарочный туризм и прогулки на теплоходах «Ольга Соломова» и «Неман». Правда, курсируют они за пределами города – с их борта можно насладиться живописными видами Августовского канала и Гродненской пущи.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!