В 28 лет диагноз «рак» прозвучал для нее как приговор

В 28 лет диагноз «рак» прозвучал для нее как приговор

Пройдя сквозь тяжелые испытания, сморгончанка Ирина Френкель чувствует себя счастливой: она не только нашла в себе силы жить, но и помогает другим людям преодолеть тяжелый недуг

Пройдя сквозь тяжелые испытания, боль и непонимание близких, сморгончанка Ирина Френкель чувствует себя счастливой: она не только нашла в себе силы жить, но и помогает другим людям преодолеть тяжелый недуг и связанные с ним стереотипы.

Ирина Френкель ехала в Сморгонь по распределению. Выпускница Донецкого политехнического института, дипломированный инженер-химик была уверена в своем личном счастье. Любимый муж, семейное благополучие, рождение первенца, команда единомышленников, с которыми она, заместитель секретаря комитета комсомола завода оптического станкостроения, осуществляла интересные планы.

В двадцать восемь диагноз «рак» прозвучал для нее как приговор. Было жалко себя, жалко шестилетнего сына.  Две тяжелые операции в НИИ онкологии в Боровлянах, облучение. Трудно было, вспоминает Ирина Евгеньевна спустя 25 лет, принять то, что случилось. Врачи посоветовали правду о своем диагнозе не говорить никому, особенно мужу. Недоверие и недосказанность разрушали семью. Помогли избавиться от депрессии люди, которые, как и она, попали в трудную жизненную ситуацию. Вместе с Александром и Ларисой Ивановыми создали самодеятельный театр «Лицедеи». За 10 прошедших после операции лет она не смирилась со своей бедой, но научилась жить с ней по принципу «если не можешь изменить мир, измени свое отношение к нему».

Но когда, казалось, жизнь наладилась, судьба снова ударила ее. Онкологический диагноз поставили ее пятнадцатилетнему сыну. За жизнь и здоровье сына она боролась одна – муж просто ушел из семьи.

И снова на помощь пришли люди, которые своим примером, мужеством, добрым словом и при необходимости рублем помогали и поддерживали. Александр Иванов, сам полностью парализованный, показывал пример личного мужества. Он и его жена Лариса не давали впадать в отчаяние, тянули Ирину и Артема из бездны, показывая, что жить можно всегда. После занятий в детском онкологическом центре арттерапией Артем, никогда не рисовавший, стал создавать удивительные картины. Увлекся музыкой, играл на аккордеоне, контрабасе. После лечения духовные искания привели его в мужской монастырь. Затем поступил на богословский факультет ЕГУ. Проучился год и решил поступить… в музыкальное училище. Сейчас Артему 29 лет.

Он музыкант, окончил Академию музыки в Кёльне. Со своими друзьями дал концерт для пациентов детского онкологического центра, где десять лет назад лечился сам.

Рядом с ним всегда был добрый ангел-хранитель – его мать. Перечитала кучу разной литературы, ознакомилась с различными системами лечения рака. И разработала свою. Специальное питание, свежие овощные соки, физические упражнения – все это помогало устранить не только болезнь, но и последствия химиотерапии. Но самым главным в системе лечения было убеждение. Чтобы человек не зациклился на своих проблемах, не остался один на один с болезнью. Она прошла через это и стала помогать другим. И теперь убеждена – не замалчивание проблемы, а поддержка близких людей помогает победить недуг.

В 1996 году в Сморгони создана региональная женская общественная организация «Белорусская ассоциация молодых христианских женщин».

– Это важно, когда вместе с врачами пациенты с уникальным опытом преодоления онкологического заболевания готовы передавать его остальным, – говорит Ирина Евгеньевна. – Для кого-то мои рассказы – пример, толчок к началу новой жизни.

Благодаря проекту региональной организации «Белорусская ассоциация молодых христианских женщин» по профилактике рака молочной железы издан альбом историй онкопациентов. Год Ирина Френкель руководит проектом «Развитие сферы услуг социально-психологической помощи для онкопациентов как социально-уязвимой группы населения».

В Сморгони группа онкопациентов инициировала создание системы психолого-социальной помощи. Привлекли психологов территориального центра социального обслуживания населения, психиатра больницы, районного онколога. Сморгонский опыт рекомендован для других городов Беларуси.

– Сейчас наша цель – создание группы самопомощи из онкопациентов и их близких,– делится планами Ирина Френкель.

Ирина не утешает тех, кто впервые столкнулся с онкологией. Всей своей жизнью она доказывает: можно быть счастливой, несмотря на диагноз.

Она снова вышла замуж. Ее муж Теймур Погосян – известный в Сморгони человек, музыкант и композитор. Вместе они стремятся помогать людям.
Редакция газеты «Гродненская правда»