Спустя 73 года россиянин ищет следы отца, пропавшего без вести

Спустя 73 года россиянин ищет следы отца, пропавшего без вести

Родившийся в Гродно в далеком 1940 году житель Павловска, что под Санкт-Петербургом, вернулся в родной для него город лишь в 2014-м

Спустя 73 года россиянин Валерий Гайшинец ищет следы отца, пропавшего без вести в июне 1941 года. Родившийся в Гродно в далеком 1940 году житель Павловска, что под Санкт-Петербургом, вернулся в родной для него город лишь в 2014-м…

А покинул он белорусскую землю в июне 1941 года еще младенцем. Беременная мать с восьмимесячным ребенком на руках чудом смогла эвакуироваться в тыл….

– Из всей информации об отце у нас сухая строчка: «Пропал без вести 22 июня 1941 года». Посетил Гродно в надежде узнать что-то новое, – рассказывает Валерий Иванович.

В Гродно его отца, молодого офицера, перевели в 1940 году после окончания московской межкраевой школы НКВД. А до этого Иван Гайшинец служил в Кремле, был, по воспоминаниям его супруги, в охране Сталина.

Следом за Иваном Марковичем в город над Неманом переехала и жена. В ноябре 1940 года в семье родился первенец – Валерий. Родился в роддоме, который тогда располагался на нынешней улице Василька. Иван Гайшинец в то время служил в должности старшего уполномоченного городского отдела НКВД. Несколько поколений жильцов сменилось и в квартире, где перед войной жила молодая семья, но Валерию Ивановичу спустя столько лет удалось побывать там, где прошли первые месяцы его жизни.

За два месяца до войны отца переводят под Белосток, назначив начальником райотдела в небольшом городке Чижов.

– Там сделана и последняя фотография отца, – рассказывает Валерий Гайшинец. – Везде по документам он проходил в звании младшего лейтенанта, а на фото уже старший лейтенант. К сожалению, все документы того времени исчезли и установить что-то невозможно…

Все, что случилось в первые дни войны, Валерий Иванович знает лишь по воспоминаниям матери. Беременная женщина с младенцем на руках не смогла попасть на первый эшелон в тыл. Вскоре узнали, что его разбомбили немецкие самолеты… Позже удалось уехать в Саратовскую область.

– Все попытки что-то узнать об отце заканчивались ничем. Один из его выживших сослуживцев мне написал, что видел его в Белостоке вечером 22 июня, – говорит Валерий Гайшинец.

Сын хотел пойти по стопам отца, но тогда строчка в биографии, говорящая, что родственник «пропал без вести», была серьезным препятствием в армейской карьере.

 – Знаю, что в Беларуси трепетно относятся к событиям Великой Отечественной войны, чтят память защитников Отечества, до сих пор восстанавливают имена, места гибели тех, кто принял удар в первые дни войны, поэтому надеюсь, что еще не все потеряно. Да и то, как ко мне отнеслись здесь, откликнулись на просьбу о помощи в областном управлении КГБ, дорогого стоит, – отмечает Валерий Иванович. – Планирую обратиться к руководству области и УКГБ с просьбой установить мемориальную доску с именами всех погибших здесь во время войны сотрудников.

– Мы много внимания уделяем истории органов госбезопасности в Принеманье. К сожалению, много документов исчезло во время войны, ушли из жизни очевидцы. Нам приятно, что Валерий Иванович не оставляет надежду узнать больше о своем отце, с нашей стороны приложим все усилия, чтобы помочь ему, – рассказал Иван Корж, начальник управления КГБ по Гродненской области.
Редакция газеты «Гродненская правда»