Гродненские ветераны вспоминают, где и как встретили известие о конце войны

«Нам минуты эти позабыть нельзя»
Так вспоминают День Победы ветераны. Где и как встретили известие о том, что войне пришел конец, они рассказали корреспонденту «ГП» .
Анна Николаевна Лебедева:
– Я была санинструктором зенитного полка. Позади остались кровопролитные бои за Сталинград, нескончаемо долгие версты войны до Будапешта, где на острове обосновался наш полк. Весной 1945-го мы должны были встретиться с Ваней Лебедевым. Из его писем я знала, что он тоже в Венгрии и заедет на денек повидаться. Мы не встречались с того самого дня, как расстались в Даниловке, когда я проводила друга на фронт. Из его писем знала и о боях под Москвой, и о форсировании Днепра. В письме поздравила друга с присвоением звания Героя Советского Союза, вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Мечтала о скорой встрече, но ему был дан приказ двигаться в Австрию. Поэтому и настроение у меня в ту весну было нерадостное. Проклиная в душе войну, мы все понимали, что победа будет наша. И уже скоро. Это и помогало выдерживать все тяготы лихолетья.
В то раннее утро, когда в медсанчасть пришла весть, что войне конец, даже тяжелые больные оживились, пытаясь подняться на ноги. Они все время переспрашивали, еще не веря услышанному: действительно ли это победа и конец войне? Вскоре командование полка провело торжественное собрание и санинструкторам, связистам, артиллеристам объявили, что скоро вернемся домой. В родной Даниловке в феврале 1946 года и дождалась я своего Ивана.
С Героем Советского Союза, участником Парада Победы 1945 года они сыграли свадьбу. С тех пор не расстаются. Обоим за 90. Анна Николаевна награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией» и многими другими.
Татьяна Ивановна Разгуляева:
– День Победы я встречала в освобожденном в 1944-м от врага Бытене Барановичской области. Здесь остались многие наши бывшие партизаны и подпольщики, чтобы восстанавливать район от разрухи. И каждый день мы ждали вестей с фронта, понимая, что скоро объявят о долгожданной окончательной победе над врагом. В этот день нас, комсомольских и партийных работников, собрал первый секретарь райкома партии, чтобы сообщить главную новость. А вскоре молодежь и пожилые жители Бытеня пришли в только что отстроенный клуб, чтобы еще раз услышать о победе. Все поздравляли друг друга. Было столько радостных возгласов. Делились своими планами, мечтали вскоре встретиться с родными и близкими. Я лично радовалась, что наконец-то поеду в Горьковскую область навестить маму. Когда меня в 1943 году после окончания спецшколы в Москве забросили на оккупированную территорию, мама полтора года не знала даже, жива ли я. А смерть ходила за нами по пятам. Многие боевые товарищи из партизанской бригады, где я была радистом-шифровальщицей, погибли на территории Минской и Барановичской областей. Судьба даровала мне счастье остаться в живых. И это главное. В Бытене мне поручили возглавить районную комсомольскую организацию, и я старалась оправдать доверие. Потом более 20 лет работала в Гродненском горкоме партии.
Татьяна Ивановна была участницей парада в Москве, посвященного 40-летию Победы. Она награждена орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, боевыми медалями.
Николай Назарович Крючков:
– В начале мая 1945-го наша часть дислоцировалась в Бреслау (ныне польский город Вроцлав). Я был в тот день дежурным и находился рядом со связистами, получившими правительственную телеграмму, что капитулировал берлинский гарнизон. Это было 2 мая, и этот день на фронте многие считали днем победы. Как радовались, что конец войне, солдаты и офицеры! Это не преувеличение, что люди плакали от счастья. Так оно и было. Но для моих сослуживцев война еще не закончилась до 15 мая. В Бреслау немцы засели в туннелях подземного военного завода и жестоко сопротивлялись. Они были хорошо вооружены, так что наши ребята еще проливали свою кровь. Дальше боевой путь лежал в Чехословакию. А воевал я с 1942-го. Когда враг напал на нашу землю, мне было 16, на фронт таких не брали. Пришлось работать на кирпичном заводе, потом трактористом. На войне погибли два моих брата, сам я был дважды ранен, но посчастливилось выжить.
Николай Назарович много лет работал в Гродно в ДОСААФ, в торговой организации. Награжден орденом Славы III степени, орденом Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу» и многими другими боевыми наградами.
Владлен Федотович Лесной:
– Мы стояли уже в Германии. Только-только закончились бои за городок Швайниц, где фашисты упорно и долго сопротивлялись. И все-таки победа была за нами. Голодные, уставшие, грязные от пыли и гари, мы расположились на возвышенности. А в ложбине тоже стояли советские части. Вдруг видим внизу какое-то невообразимое движение, все смешалось, слышны выстрелы вверх, возгласы. Мы ничего не понимаем. А через пару минут командир сообщил, что объявлено о капитуляции Германии. Что творилось с нами в ту минуту! Обнимались, целовались, смеялись, как дети, радуясь, что остались живы. Эту минуту не забыть до конца жизни, настолько врезалась в память. Воевал я с 17 лет на разных фронтах, участвовал в освобождении Украины, Польши, Чехословакии, Венгрии. Несколько раз жизнь висела на волоске, но судьба хранила меня, и посчастливилось дожить до Победы.
В послевоенные годы Владлен Федотович жил и работал в Ошмянах, возглавлял отдел культуры, был заместителем директора училища механизации. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и другими.