Заведующий гинекологическим отделением 4 городской больницы назван «Человеком года Гродненщины»

Заведующий гинекологическим отделением 4 городской больницы назван «Человеком года Гродненщины»

Как заслужить доктору такой почет? Как наиболее эффективно работать на женское здоровье? Об этом мы и говорили при встрече.

Андрей Костяхин, заведующий гинекологическим отделением четвертой городской больницы, недавно на городском торжестве назван «Человеком года Гродненщины». В свое время его профессионализм оценили на республиканском уровне, назвав победителем в одной из номинаций конкурса «Врач года». Есть у Андрея Евгеньевича и признание народное. Он в числе тех высокоавторитетных врачей, фамилии которых на слуху у гродненок и к которым все, кому нужно лечение, стремятся попасть. Как заслужить доктору такой почет? Как наиболее эффективно работать на женское здоровье? Об этом мы и говорили при встрече.

– Много общаясь с представителями медицины, пришла к выводу, что профессионалы в этой сфере – люди не случайные, а целенаправленно шедшие к ней с детства...

– Я не исключение. Выбор сделал еще в школьные годы. Очень нравилась биология, которую в двенадцатой гродненской школе преподавала сама директор. Врачами, правда, в стоматологии, были моя мама, ее сестра и два брата. Мама устроилась в поликлинику сразу, как только за мужем-офицером приехала в Гродно. Проработала не одно десятилетие. Я уже родился в этом городе и в этом году полвека, как живу, потому считаю себя коренным гродненцем. И после школы предпочел другим медицинским вузам наш местный институт. В нем тогда были два факультета, выбрал лечебный.

А почему пошли в гинекологию? Ведь женщин в большинстве лечат женщины. Если вспомнить, они заведовали «дамскими делами» и в древние времена, хотя врачеванием занимались сплошь мужчины. Понятно, что в медицине, как во всех сферах, произошли кардинальные перемены. Но мне кажется, у пациенток сохранилось некоторое предубеждение….
– Конечно, есть женщины, которые по разным причинам не хотели бы попасть именно к гинекологу-мужчине. За годы работы я научился вести себя так с женщинами, что даже те, кто, может быть, и боялись прийти ко мне на прием, после непродолжительного разговора успокаиваются на все сто процентов. По большому счету, ведь неважно, перед тобой доктор или «докторка», важны их человечность, участие, профессионализм.
Не хочу обидеть коллег, но скажу, что хирургический профиль в гинекологии требует в первую очередь мужских рук. Операция – это тяжелая работа, физическое и моральное напряжение, огромная ответственность…

Что же касается моего выбора, то на него повлиял вуз, в котором работали прекрасные преподаватели, умевшие увлечь молодежь. Виталий Степанович Ракуть, Светлана Павловна Терешкова, Анатолий Александрович Завирович, Валентин Иванович Якута – этим людям обязаны дорогой в профессию многие врачи, счастьем материнства – тысячи жительниц области.

– Где набирались опыта?
– В Кореличской районной больнице, куда распределился после медвуза. А в Гродно – в четвертой городской больнице: в этом году четверть века, как здесь работаю. Более двадцати лет заведую отделением. Горжусь, что два десятилетия назад мы первыми в городе освоили эндоскопическую хирургию. С учетом нашего опыта через несколько лет на базе отделения открыли областной эндоскопический гинекологический центр. Огромную роль в этом сыграли тогда Виктор Андреевич Лискович, ныне заместитель председателя облисполкома, а тогда главный акушер-гинеколог управления здравоохранения облисполкома, а также Александр Николаевич Суров, который тогда уже работал в должности главного врача нашей больницы.

Сегодня без современных операционных, «умного» оборудования, которое позволило широко использовать так называемую малоинвазивную хирургию, или, как еще ее называют, хирургию без разрезов, наши лечебные учреждения трудно представить. А ведь по сути «революция» произошла полтора десятилетия назад.

Понимая перспективность этого направления, мы с коллегами по отделению стали активно овладевать эндоскопическими методиками диагностики и лечения. Я ездил на учебу в Минск, в Москву. Бывало, даже за свои средства и в свое свободное время.

– В каком направлении сейчас движется эндоскопическая гинекология?

– В отделении в год пролечиваются порядка четырех тысяч пациенток, а эндоскопических операций выполняется в среднем 1200 – практически все виды на матке и придатках. Удаление опухолей, пластические операции, помощь при бесплодии – это по сути решение основных женских проблем в гинекологии. Для этого мы тесно работаем с отделением «Брак и семья» областного перинатального центра и женскими консультациями. По использованию методик щадящей хирургии занимаем среди коллег в республике ведущие позиции. Наши возможности расширяет регулярное обновление оборудования. К примеру, имели две современные эндоскопические стойки. Это позволяет нам расширять спектр хирургии. Недавно вот начали лапароскопические операции при пролапсе гениталий.

– Вам самому часто приходится входить в операционную?
– Практически каждый рабочий день. Но оперирую не только я один. Все врачи отделения владеют лапароскопией, все, кстати, имеют врачебную категорию. Поток пациентов огромный, больничные койки в отделении работают со стопроцентной нагрузкой.

– Какие операции считаете самыми сложными?
– Каждое хирургическое вмешательство, даже лапароскопическое, несет определенный риск. Поэтому не могу разделить их на простые и сложные. Хотя, бывает, конечно, не один час приходится проводить в операционной. По-человечески же самое большое эмоциональное напряжение испытываю, когда обращаются по поводу прерывания беременности на ранних сроках. Особенно, когда пациентка – совсем юное создание, которое толком и не уяснило, что творит. Хорошо, что с каждым годом таких пациенток все меньше. Сказывается создание стройной системы психологической помощи женщинам, начиная от женской консультации. У нас в больнице тоже работает такой специалист. Да и я сам, были случаи, работал психологом. И был на седьмом небе, когда пациентку удавалось переубедить.

– У каждого врача есть, наверное, в практике незабываемые случаи?

– В гинекологии ситуации, когда жизнь висит на волоске, к счастью, случаются редко. Хотя, может, оттого и редко, что доктор не позволяет себе расслабиться, работает профессионально, внимательно относится к людям. Вот сейчас вспомнился случай примерно десятилетней давности. Пригласили меня проконсультировать 49-летнюю женщину, поступившую в больницу из пригородной деревни. Предварительный выставили диагноз – «кишечная непроходимость». Хирург засомневался и, оказалось, правильно сделал. Опыт помог мне сразу определить, что женщина беременна. Потом необходимая диагностика это подтвердила. До этого времени наша пациентка ни разу не рожала и пребывала в уверенности, что «бог деток не дал». Изменения, происходящие в организме, она списала на возраст и к врачам не обращалась, пока не подошло время родов. Мы ее из больницы прямиком отправили в роддом, и она стала мамой.

– А что, на ваш взгляд, нужно для того, чтобы в женском здоровье было меньше проблем?
– Самим женщинам внимательнее относиться к себе. Самое простое – хотя бы раз в год бывать на осмотре у врача-гинеколога. Вовремя замеченная проблема гораздо быстрее устраняется. Кроме общепризнанных факторов, отрицательно влияющих на здоровье населения, на женщинах сказывается эмансипация. Природой заложено быть им женами, матерями, хранительницами семейного очага, а они берут на свои плечи «мужскую» ношу, выбирают просто бешеный ритм жизни. Нужно помнить, что запас прочности в каждом организме имеет предел.

– В вашей семье есть еще медики?
– Да вся семья. Жена в свое время окончила гродненский мединститут, врач-эндокринолог. Мы четверть века вместе, одинаково любим свою профессию. И, наверное, видя это, по стопам пошли дети. Дочь в этом году окончила медицинский университет. Но выбрала не гинекологию, хотя эта специальность очень популярная среди новоиспеченных врачей, а онкологию. Более того, хочет начинать самостоятельный путь в профессию. А сын пока только проучился в медуниверситете год и к специализации еще приглядывается. Но ни одного из них не смущают трудности профессии, которые они тоже имели возможность видеть.
Редакция газеты «Гродненская правда»