Дорога будет, но не скоро. Жители микрорайона Лапенки в Гродно более 10 лет пытаются добиться ремонта дороги
Корреспондент «ГП» разбиралась в ситуации.
Наши давние постоянные читатели наверняка помнят Фому Метёлкина, который подмечал и критиковал на страницах газеты то, что причиняет неудобства людям, писал о проблемах, которые их волнуют и беспокоят. Мы вернули популярную рубрику и ждем, что журналистов активно поддержат наши читатели и подскажут нашему Фоме, на что обратить внимание. Звоните и пишите!
Гродно стремительно развивается. Возводятся мосты, строятся новые школы, детские сады, многоуровневые развязки и новые микрорайоны. Один микрорайон Грандичи чего стоит. Буквально за несколько лет пустырь на севере Гродно преобразился. Здесь вырос внушающих размеров жилой комплекс с развитой инфраструктурой и логистикой. И сложно представить, что в нескольких метрах от такой красоты, за пышными ветвями многолетних берез и дубов, скрывается микрорайон Лапенки, который более десяти лет отчаянно сражается за свое место под солнцем. Пока Грандичи растут, соседний частный сектор «утопает» в ямах. Жители микрорайона Лапенки, где проживают порядка 200 семей, обратились в редакцию «Гродзенскай праўды» в надежде добиться справедливости. Корреспондент «ГП» разбиралась в ситуации.
Житель микрорайона Лапенки Виктор (имя изменено – прим.ред) вспоминает, что поначалу ремонт дороги шел как надо.
– Работы длились около двух месяцев, все было хорошо. Позже эксплуатирующие организации, выполняя грейдирование, постепенно сдвинули верхний слой гравия к краям дороги, частично засыпали канавы для отвода воды, которые со временем заросли кустами. В итоге оголился мелкий песчаный слой, который образует ямы. На этом «устройство» дороги закончилось, – рассказывает мужчина.

Ни пройти ни проехать
Раз в два месяца при благоприятных погодных условиях ремонтные организации проводят грейдирование грунтового дорожного покрытия в микрорайоне Лапенки. Однако это временное решение проблемы. После дождя ямы и выбоины появляются вновь, причиняя неудобства людям. Жительница Лапенок Ольга рассказала, что особенно осенью и зимой, когда ямы заполняются водой, на дорогах частного сектора нет живого места. В первую очередь страдают дети, которые в буквальном смысле по колено грязнут в лужах.
– Наши дети так ходят в школу. Лужи настолько большие, что ребенок не может их обойти, постоянно приходит испачканный и с мокрой обувью. Учителя неоднократно мне звонили и говорили, чтобы дети брали с собой в школу «сменку». Что говорить о малышах, если даже для взрослых эти лужи являются серьезным препятствием? Мне несколько раз приходилось добираться пешком до общественного транспорта. На остановку приходишь грязной, стыдно показаться людям, – возмущается Ольга. – В микрорайоне проживают более двухсот семей, практически в каждой есть маленькие дети. Мамы с младенцами не могут выйти на прогулку за пределы двора осенью и зимой, потому что коляски застревают в грязи. Я ухаживаю за отцом-инвалидом. Как выкатить инвалидное кресло на такую дорогу?
Обилие ям и выбоин заставляет жителей Лапенок ежемесячно посещать станции техобслуживания, ремонтируя машины. Вызвать сюда такси или заказать доставку продуктов практически невозможно. Водители отказываются ехать, потому что знают, в каком состоянии здесь дорожное покрытие. А что уже говорить о скорой помощи?

– Мы не претендуем на то, чтобы нам сделали полноценную дорогу с бордюрами, знаем, что это дорогое удовольствие. В Гродно постоянно ремонтируют дороги, снимают верхний слой покрытия, в следствии чего образуется асфальтогранулят. Он пригоден для повторной укладки. Пусть его привезут на нашу дорогу и положат временную полосу шириной 4-5 метров, чтобы хоть две машины смогли разъехаться, – размышляет житель микрорайона Виктор. – Это в годовой перспективе полностью окупится – не нужно будет грейдировать заасфальтированный участок, ведь бюджетные средства нужно расходовать экономно. Если и правда выбор делается в пользу трат на грейдирование, то пусть организуют нас на частичный сбор средств для асфальтирования.
Жители частного сектора просят городские власти положить дорожное покрытие хотя бы по маршруту: заезд с улицы Асфальтной – ул. Экзотической – ул. Лынькова – ул. Ржаной до выезда к улице Виктора Саяпина. Транзитный путь в 1,22 километра значительно бы упростил жизнь людей микрорайона Лапенки.

– Эти многочисленные «переходы» через ноль, когда днем температура была плюсовая, а ночью минусовая, привели к тому, что дороги пострадали достаточно сильно. Это касается не только Гродно, а всей области. Сейчас проводится работа по временному ремонту дорог и устранению только критичной ямочности для того, чтобы уменьшить опасность для водителей. По мере улучшения погодной ситуации дороги будут приводиться в порядок. В этом году на ремонт и содержание дорожного полотна мы планируем направить достаточно серьезные ресурсы.
В прошлом году финансирование этого вопроса было увеличено в два раза. В этом году, по словам губернатора, планируется сохранить данный опыт.
Что касается дорог в кварталах, где осуществлялось индивидуальное строительство, то, согласно договоренностям с горисполкомом, есть предложение, что в течение двух лет в кварталах индивидуальной застройки будут приведены в порядок все дороги в гравийном исполнении.
– То есть мы обеспечим отсутствие луж, грязи и возможность без ущерба для автомобиля подъехать к дому. Дальше эта работа будет проводиться совместно с гражданами, – сказал Владимир Караник.
Сейчас в первую очередь средства направляются на укладку гравийного покрытия в более нуждающихся местах города.
– Мы хорошо осведомлены о проблеме, с которой столкнулись жители микрорайона Лапенки. Постоянно раз в два месяца там проводится грейдирование. Бывали случаи, когда после обращений жителей частной индивидуальной застройки мы экстренно отправляли дополнительный грейдер, чтобы устранить ямы и выбоины. Осенью и зимой при неблагоприятных погодных условиях провести грейдирование невозможно. Конечно, мы понимаем, что это временное решение проблемы. Но в нашем городе есть определенная доля секторов частной индивидуальной застройки, где нет и такой дороги, как в микрорайоне Лапенки. Например, на некоторых улицах в Зарице и Барановичах отсутствует устройство дорог даже в гравийном исполнении. Сегодня основные усилия Гродненского городского ЖКХ направлены на создание дорог с таким покрытием в тех местах, где оно вообще отсутствует. Как только мы решим этот вопрос, перейдем к асфальтированию улиц. Но ждать в ближайшие два-три года укладки асфальтогранулята, бетона или асфальта жильцам Лапенок не стоит, – сказал Михаил Мисюля. – Существует государственно-частное партнерство. Если жители микрорайона Лапенки готовы к этому, им необходимо организоваться и обратиться в РУП «Ремстройавтодор» или в Гродненское городское ЖКХ.
Надеемся, что просьбу людей о помощи услышат, и слова не будут расходиться с действиями.
Гродно стремительно развивается. Возводятся мосты, строятся новые школы, детские сады, многоуровневые развязки и новые микрорайоны. Один микрорайон Грандичи чего стоит. Буквально за несколько лет пустырь на севере Гродно преобразился. Здесь вырос внушающих размеров жилой комплекс с развитой инфраструктурой и логистикой. И сложно представить, что в нескольких метрах от такой красоты, за пышными ветвями многолетних берез и дубов, скрывается микрорайон Лапенки, который более десяти лет отчаянно сражается за свое место под солнцем. Пока Грандичи растут, соседний частный сектор «утопает» в ямах. Жители микрорайона Лапенки, где проживают порядка 200 семей, обратились в редакцию «Гродзенскай праўды» в надежде добиться справедливости. Корреспондент «ГП» разбиралась в ситуации.
Начиналось все хорошо
Обивать пороги дорожных служб стало привычным для жителей микрорайона Лапенки. Нет, они не заядлые жалобщики, а неравнодушные люди, которые устали «утопать» в ямах и пытаться достучаться до властей. Впервые жильцы частного сектора написали коллективное обращение о плачевном состоянии дорог в начале двухтысячных в Гродненский райисполком. Люди попали на прием к председателю, и их просьба о помощи была услышана. Из бюджета выделили средства, определили подрядную организацию, которая провела подготовку основания, вырыла, как положено по технологии, чаши, засыпала их слоями гравия различной фракции. Жильцы Лапенок не могли поверить, что у них наконец-то появится хорошая дорога. Однако до укладки устройства дорожной одежды из асфальтогранулята, бетона или асфальта дело так и не дошло.Житель микрорайона Лапенки Виктор (имя изменено – прим.ред) вспоминает, что поначалу ремонт дороги шел как надо.
– Работы длились около двух месяцев, все было хорошо. Позже эксплуатирующие организации, выполняя грейдирование, постепенно сдвинули верхний слой гравия к краям дороги, частично засыпали канавы для отвода воды, которые со временем заросли кустами. В итоге оголился мелкий песчаный слой, который образует ямы. На этом «устройство» дороги закончилось, – рассказывает мужчина.
«Асфальтирование не предусматривается...»
Каждый житель микрорайона Лапенки хотя бы раз обращался в различные инстанции. У некоторых на руках более 10 ответов от разных служб. Везде находят причину, почему микрорайон индивидуальной жилой застройки нельзя облагородить твердым покрытием. Буквально в каждом письменном разъяснении прописано: «В этом году асфальтирование улиц микрорайона Лапенки не предусматривается…»; «Для устройства асфальтобетонного покрытия улиц с организованным поверхностным водоотводом необходима разработка проектно-сметной документации в установленном законодательством порядке с последующим выделением бюджетных средств на реализацию…» и так далее.Ни пройти ни проехать
Раз в два месяца при благоприятных погодных условиях ремонтные организации проводят грейдирование грунтового дорожного покрытия в микрорайоне Лапенки. Однако это временное решение проблемы. После дождя ямы и выбоины появляются вновь, причиняя неудобства людям. Жительница Лапенок Ольга рассказала, что особенно осенью и зимой, когда ямы заполняются водой, на дорогах частного сектора нет живого места. В первую очередь страдают дети, которые в буквальном смысле по колено грязнут в лужах.
– Наши дети так ходят в школу. Лужи настолько большие, что ребенок не может их обойти, постоянно приходит испачканный и с мокрой обувью. Учителя неоднократно мне звонили и говорили, чтобы дети брали с собой в школу «сменку». Что говорить о малышах, если даже для взрослых эти лужи являются серьезным препятствием? Мне несколько раз приходилось добираться пешком до общественного транспорта. На остановку приходишь грязной, стыдно показаться людям, – возмущается Ольга. – В микрорайоне проживают более двухсот семей, практически в каждой есть маленькие дети. Мамы с младенцами не могут выйти на прогулку за пределы двора осенью и зимой, потому что коляски застревают в грязи. Я ухаживаю за отцом-инвалидом. Как выкатить инвалидное кресло на такую дорогу?
Обилие ям и выбоин заставляет жителей Лапенок ежемесячно посещать станции техобслуживания, ремонтируя машины. Вызвать сюда такси или заказать доставку продуктов практически невозможно. Водители отказываются ехать, потому что знают, в каком состоянии здесь дорожное покрытие. А что уже говорить о скорой помощи?
Делают сами
Жители микрорайона Лапенки пытаются хоть как-то выполнять то, что «не под силу» дорожным службам. У своих домов подсыпают дорогу песком и камнями, пытаясь хоть как-то выровнять ее. Активно занимаются и благоустройством территории. Силами владельцев участков индивидуальной жилой застройки микрорайона Лапенки с 2009 по 2015 год оборудована благоустроенная детская площадка с газоном, посажено 25 деревьев. Жильцы самостоятельно изготовили и установили карусели, качели, песочницу, скамейки и стол, разнообразные турникеты для игр и занятий детей спортом. За детской площадкой жильцами осуществляется должный уход. Люди самостоятельно косят газон, обрезают деревья, убирают мусор, а также по мере необходимости окрашивают и ремонтируют малые архитектурные формы.Временная полоса
2024 год в нашей стране объявлен Годом качества. Президент неоднократно заострял внимание, что речь идет не только о высоком качестве экономики, производства, но и о жизни людей. Может быть, в Год качества дорожные службы Гродно докажут, что хорошие дороги – бренд Беларуси, и осуществят давнюю просьбу жителей микрорайона Лапенки? Соответствующее всем стандартам покрытие должно быть не только в исторической части города, но и во дворах и микрорайонах частной застройки.– Мы не претендуем на то, чтобы нам сделали полноценную дорогу с бордюрами, знаем, что это дорогое удовольствие. В Гродно постоянно ремонтируют дороги, снимают верхний слой покрытия, в следствии чего образуется асфальтогранулят. Он пригоден для повторной укладки. Пусть его привезут на нашу дорогу и положат временную полосу шириной 4-5 метров, чтобы хоть две машины смогли разъехаться, – размышляет житель микрорайона Виктор. – Это в годовой перспективе полностью окупится – не нужно будет грейдировать заасфальтированный участок, ведь бюджетные средства нужно расходовать экономно. Если и правда выбор делается в пользу трат на грейдирование, то пусть организуют нас на частичный сбор средств для асфальтирования.
Жители частного сектора просят городские власти положить дорожное покрытие хотя бы по маршруту: заезд с улицы Асфальтной – ул. Экзотической – ул. Лынькова – ул. Ржаной до выезда к улице Виктора Саяпина. Транзитный путь в 1,22 километра значительно бы упростил жизнь людей микрорайона Лапенки.
На ремонт дорог выделяются серьезные ресурсы
Напомним, в феврале этого года председатель облисполкома Владимир Караник во время прямого эфира рассказал о состоянии дорог после зимы и перспективах ремонта.– Эти многочисленные «переходы» через ноль, когда днем температура была плюсовая, а ночью минусовая, привели к тому, что дороги пострадали достаточно сильно. Это касается не только Гродно, а всей области. Сейчас проводится работа по временному ремонту дорог и устранению только критичной ямочности для того, чтобы уменьшить опасность для водителей. По мере улучшения погодной ситуации дороги будут приводиться в порядок. В этом году на ремонт и содержание дорожного полотна мы планируем направить достаточно серьезные ресурсы.
В прошлом году финансирование этого вопроса было увеличено в два раза. В этом году, по словам губернатора, планируется сохранить данный опыт.
Что касается дорог в кварталах, где осуществлялось индивидуальное строительство, то, согласно договоренностям с горисполкомом, есть предложение, что в течение двух лет в кварталах индивидуальной застройки будут приведены в порядок все дороги в гравийном исполнении.
– То есть мы обеспечим отсутствие луж, грязи и возможность без ущерба для автомобиля подъехать к дому. Дальше эта работа будет проводиться совместно с гражданами, – сказал Владимир Караник.
О ситуации знают
За компетентным разъяснением ситуации с дорогой в Лапенках мы обратились к генеральному директору Гродненского городского жилищно-коммунального хозяйства Михаилу Мисюле. Он подчеркнул, что говорить об асфальтировании улиц в микрорайоне Лапенки пока рано.Сейчас в первую очередь средства направляются на укладку гравийного покрытия в более нуждающихся местах города.
– Мы хорошо осведомлены о проблеме, с которой столкнулись жители микрорайона Лапенки. Постоянно раз в два месяца там проводится грейдирование. Бывали случаи, когда после обращений жителей частной индивидуальной застройки мы экстренно отправляли дополнительный грейдер, чтобы устранить ямы и выбоины. Осенью и зимой при неблагоприятных погодных условиях провести грейдирование невозможно. Конечно, мы понимаем, что это временное решение проблемы. Но в нашем городе есть определенная доля секторов частной индивидуальной застройки, где нет и такой дороги, как в микрорайоне Лапенки. Например, на некоторых улицах в Зарице и Барановичах отсутствует устройство дорог даже в гравийном исполнении. Сегодня основные усилия Гродненского городского ЖКХ направлены на создание дорог с таким покрытием в тех местах, где оно вообще отсутствует. Как только мы решим этот вопрос, перейдем к асфальтированию улиц. Но ждать в ближайшие два-три года укладки асфальтогранулята, бетона или асфальта жильцам Лапенок не стоит, – сказал Михаил Мисюля. – Существует государственно-частное партнерство. Если жители микрорайона Лапенки готовы к этому, им необходимо организоваться и обратиться в РУП «Ремстройавтодор» или в Гродненское городское ЖКХ.
Надеемся, что просьбу людей о помощи услышат, и слова не будут расходиться с действиями.