«Люблю творчество в любом его проявлении». Лауреат премии имени Дубко в номинации «Режиссер года» – Валерий Карышев о работе, любви к театру и тонкостях своей профессии

Совсем недавно в Гродно прошло награждение деятелей культуры и искусства, которые стали лауреатами премии имени А.И. Дубко. В номинации «Режиссер года» победителем стал Валерий Карышев – режиссер Гродненского театра кукол. Мы поговорили с Валерием и узнали о его работе, планах на будущее и значимости почетной награды.
– Меня впечатлило, что творческие люди очень добрые, и такие возвышенные, духовные. Для меня это было просто прекрасно, я словно попал на свое место, потому что люблю творчество в любом его проявлении. А когда я поступил в академию искусств, был впечатлен еще больше, потому что увидел там «взрослых детей»: у всех преподавателей там нет возраста. Для меня было удивительно, что мы можем все общаться на одной волне, там нет напыщенных, эгоцентричных людей, – рассказывает Валерий.
В Гродненский театр кукол он пришел в 2009 году. Тогда впервые выступил на сцене в качестве актера в спектакле «Солнышко и снежные человечки». По словам Валерия, около 7 лет он принимал участие в различных постановках и со временем начал осознавать, что готов сам создавать спектакли. Так в 2017 году состоялся дебют Валерия Карышева в качестве режиссера: на сцене Гродненского театра кукол прошла премьера спектакля «Медовая сказка», в основу сюжета легла любимая сказка самого Валерия «Зоки и Бада».
А летом этого года зрители смогут увидеть переиздание «Медовой сказки». Как поделился Валерий, старая версия уже себя исчерпала, но он пока не готов расстаться с уже полюбившимися сказками, поэтому активно работает над созданием нового спектакля на основе всем знакомых сюжетов.
Сейчас Валерий является автором таких постановок, как «Неземные приключения», «Алиса в стране чудес», «ВРЕМЯ POST» и другие. Однако на сцене он продолжает появляться и в роли актера в таких спектаклях, как «Вий. Страшная месть», «Магічнае люстра пана Твардоўскага» и другие.

– Здесь надо ловить своеобразный вайб. Если у меня это начинается в 2 часа ночи, то я не могу сказать: «Нет, сейчас не вовремя, давай позже, я же спать планировал», – делится Валерий. – Если пропустить такой момент, то потом можно днями сидеть и написать только малую часть того, что нужно.
Также распространенной проблемой у режиссеров является творческое выгорание. По словам Валерия, чаще всего это происходит после больших постановок, на которые было потрачено много сил и эмоций. И чтобы набраться энергии, нужно дать себе хорошенько отдохнуть.

– Мы познакомились с Сашей еще в 2008 году, когда параллельно учились вместе в Минске. А когда я пришел работать в Гродно, встретил здесь и ее. Мы начали общаться и вскоре поняли, что подходим друг другу, – вспоминает Валерий.
Совместное творчество супругам приносит только пользу: больше времени рядом, одни увлечения и интересы – все это сближает пару, укрепляет их отношения.
– Мы уже слишком хорошо знаем друг друга, поэтому нет никаких ссор, которые мы приносим с собой домой из театра. У нас теплые, доверительные отношения, которые мы вместе и построили, – делится Валерий.
– На мой взгляд, каждый зритель должен взять себе за правило, придя в театр, дать 15 минут спектаклю. Нужно постараться в это время не уснуть, не лезть в телефон, а посвятить эти первые 15 минут представлению, чтобы дать возможность погрузить себя, – рассказывает Валерий. – Вообще важно, чтобы зрители понимали, что то, что происходит на сцене – сделано для них. Поэтому нужно уважать труд актеров, которые иногда срывают голос, чтобы сделать свою работу хорошо, чтобы зрителю все понравилось.

– У каждого свой критерий того, какой он молодец. Для кого-то возможно это различные грамоты, награды, премии, но не для меня. Я очень люблю созидать. Вот что меня мотивирует и не дает мне усидеть на месте, – рассказывает Валерий. – Но, конечно, когда узнал, что я победил в этой номинации, было очень приятно, потому что я уважаю Александра Дубко и его заслуги, и получить его премию для меня, безусловно, большая честь.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
О том, как пришел в театр
Связать свою жизнь с творчеством Валерий Карышев решил еще в детстве. Родился и вырос будущий режиссер в Солигорске, оттуда и начал свой путь к профессии. Как рассказывает сам Валерий, первое образование получил художественное, именно тогда впервые и попал в творческую среду, которая его очень увлекла.– Меня впечатлило, что творческие люди очень добрые, и такие возвышенные, духовные. Для меня это было просто прекрасно, я словно попал на свое место, потому что люблю творчество в любом его проявлении. А когда я поступил в академию искусств, был впечатлен еще больше, потому что увидел там «взрослых детей»: у всех преподавателей там нет возраста. Для меня было удивительно, что мы можем все общаться на одной волне, там нет напыщенных, эгоцентричных людей, – рассказывает Валерий.
В Гродненский театр кукол он пришел в 2009 году. Тогда впервые выступил на сцене в качестве актера в спектакле «Солнышко и снежные человечки». По словам Валерия, около 7 лет он принимал участие в различных постановках и со временем начал осознавать, что готов сам создавать спектакли. Так в 2017 году состоялся дебют Валерия Карышева в качестве режиссера: на сцене Гродненского театра кукол прошла премьера спектакля «Медовая сказка», в основу сюжета легла любимая сказка самого Валерия «Зоки и Бада».
А летом этого года зрители смогут увидеть переиздание «Медовой сказки». Как поделился Валерий, старая версия уже себя исчерпала, но он пока не готов расстаться с уже полюбившимися сказками, поэтому активно работает над созданием нового спектакля на основе всем знакомых сюжетов.
Сейчас Валерий является автором таких постановок, как «Неземные приключения», «Алиса в стране чудес», «ВРЕМЯ POST» и другие. Однако на сцене он продолжает появляться и в роли актера в таких спектаклях, как «Вий. Страшная месть», «Магічнае люстра пана Твардоўскага» и другие.

О трудностях в профессии режиссера
По словам Валерия, режиссером может стать только тот, кто уже прошел путь актера. Иначе просто не поймешь специфику этой работы. Став режиссером, Валерию пришлось столкнуться с некоторыми трудностями, которые до этого были ему неизвестны. Так, например, писать пьесы и инсценировки для спектаклей иногда приходится в самое неудобное время, но по-другому никак: такое дело не откладывается.– Здесь надо ловить своеобразный вайб. Если у меня это начинается в 2 часа ночи, то я не могу сказать: «Нет, сейчас не вовремя, давай позже, я же спать планировал», – делится Валерий. – Если пропустить такой момент, то потом можно днями сидеть и написать только малую часть того, что нужно.
Также распространенной проблемой у режиссеров является творческое выгорание. По словам Валерия, чаще всего это происходит после больших постановок, на которые было потрачено много сил и эмоций. И чтобы набраться энергии, нужно дать себе хорошенько отдохнуть.

Творчество объединяет
Помимо преданности своей любимой работе и профессии режиссера, Валерий Карышев с мая 2022 года – счастливый супруг. Самое интересное, что избранницей стала его коллега, которая также играет на сцене областного театра кукол.– Мы познакомились с Сашей еще в 2008 году, когда параллельно учились вместе в Минске. А когда я пришел работать в Гродно, встретил здесь и ее. Мы начали общаться и вскоре поняли, что подходим друг другу, – вспоминает Валерий.
Совместное творчество супругам приносит только пользу: больше времени рядом, одни увлечения и интересы – все это сближает пару, укрепляет их отношения.
– Мы уже слишком хорошо знаем друг друга, поэтому нет никаких ссор, которые мы приносим с собой домой из театра. У нас теплые, доверительные отношения, которые мы вместе и построили, – делится Валерий.
Какой он, идеальный зритель?
Огромное значение для театра имеют его зрители, которые вместе с актерами создают своеобразное единство: одно непрерывно связано с другим. Как рассказал Валерий, самое главное для зрителя: быть в контексте того, что им показывают.– На мой взгляд, каждый зритель должен взять себе за правило, придя в театр, дать 15 минут спектаклю. Нужно постараться в это время не уснуть, не лезть в телефон, а посвятить эти первые 15 минут представлению, чтобы дать возможность погрузить себя, – рассказывает Валерий. – Вообще важно, чтобы зрители понимали, что то, что происходит на сцене – сделано для них. Поэтому нужно уважать труд актеров, которые иногда срывают голос, чтобы сделать свою работу хорошо, чтобы зрителю все понравилось.

«За наградами никогда не гнался»
Для Валерия стать лауреатом премии и получить звание «Режиссер года» было неожиданностью. Однако сам он признается, что работает не ради наград.– У каждого свой критерий того, какой он молодец. Для кого-то возможно это различные грамоты, награды, премии, но не для меня. Я очень люблю созидать. Вот что меня мотивирует и не дает мне усидеть на месте, – рассказывает Валерий. – Но, конечно, когда узнал, что я победил в этой номинации, было очень приятно, потому что я уважаю Александра Дубко и его заслуги, и получить его премию для меня, безусловно, большая честь.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!