Нечужая беда. Как посланцы Гродненщины помогали жителям Брагинского района в «чернобыльский» год

Корреспондент «Гродзенскай праўды» вспоминает о своей личной ответственной командировке.
– В месячную командировку в Брагин меня направили осенью 1986 года. Брагинский район был одним из самых пострадавших белорусских регионов, ведь от его южной границы до Чернобыля было буквально полтора десятка километров. Вся территория района подверглась радиоактивному заражению, а на более чем 60 процентах площадей загрязнение цезием – 137 превысило 5 кюри. В зону эвакуации целиком попали 5 колхозов и совхозов, переселено было около 5 тысяч семей, а это более 12,5 тысяч человек.
Теперь, вспоминая ту осень 1986 года, ощущаешь какую-то сюрреалистичность происходящего тогда. По приезду в райцентр в первую очередь бросились в глаза военные с дозиметрами. «Трещали» последние повсюду, только кто на эти показания обращал тогда особое внимание. Город был буквально заполнен «ликвидаторами». Гостиница, куда меня поселили, напоминала настоящий муравейник, поэтому, прихватив тюфяк, переселился в редакцию.
И до сих пор в памяти военные, постоянно моющие асфальт и здания. А еще море яблок на земле, подбирать которые никто не решался.
Редакционным шофером был местный парень Петр из деревни Гдень, попавшей в зону отселения. Его отец не покинул родное место, хотя от их дома была видна Чернобыльская АЭС. Несколько раз мы заезжали к нему. По дороге, когда видел добротные пустующие дома, безлюдные улицы становилось не по себе. А оставшиеся местные жители, в основном старожилы, говорили, что это походило на войну, только тихую. Отец Петра говорил что это ему напоминали не только уезжающие их деревни односельчане, но и гурты колхозных коров, перегоняемые в более чистые районы. Больно было смотреть и на уже пустующие здешние земли – ровные плодородные, веками обрабатываемые человеком. Неестественной казались тишина и безмолвие в уже выселенных деревнях днем и сплошная тьма в окнах ночью.
Любую беду легче пережить, когда не остаешься с ней наедине, а ощущаешь поддержку. Сейчас, перелистывая октябрьские страницы 1986 года газеты «Маяк Палесся», где есть и мои публикации, понимаю, что именно тогда начинался путь к возрождению земель, накрытых радиоактивным облаком. Существенную помощь Брагинскому району оказали многие гродненцы. Думается, там до сих пор добрым словом вспоминают наших строителей из Гродно, Слонима, Щучина.
Выработка вахтовиков Слонимской МПМК – 163, к примеру, в Брагинском районе увеличилась более чем в два раза, потому что старались работать от темна до темна и отказывались от выходных. А ряд работников Щучинского МПМК – 166 добровольно решил провести на Брагинщине не одну, а две вахты. Это же можно сказать и о правоохранителях. Кстати, большой вклад в то, что в районе в тот нелегкий период поддерживался надлежащий порядок, внес наш земляк – подполковник милиции Николай Гузино, возглавлявший специальный милицейский отряд. Честно и добросовестно относились к своим обязанностям большинство из тех, кто откликнулся на чужую беду, и отправился в потерпевший от Чернобыля район. А иначе и быть не могло. Сострадание, стремление помочь – всегда в характере белорусов.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!