Транспортный коллапс на границе. Разбираемся в причинах многокилометровых очередей

Транспортный коллапс на границе. Разбираемся в причинах многокилометровых очередей

Многокилометровые очереди грузовиков сохраняются на въезд в прибалтийские страны.

на границе лого.png
Непростая обстановка сложилась 
на границе между Беларусью и странами Евросоюза. Там, где раньше свободно проезжали пассажиры и грузы, теперь автомобильные хвосты растянулись на многие километры, превращаясь в настоящий кошмар для туристов и профессиональных водителей-дальнобойщиков. Время ожидания на пропускных пунктах порой достигает двух недель! 



Въезда в Литву перед «Мядининкаем» («Каменный Лог») ожидают 80 авто, перед «Шальчининкаем» («Бенякони») – 140. Сопредельные пункты пропуска приняли из Беларуси 66% и 69% легковушек от нормы соответственно.

Многокилометровые очереди грузовиков сохраняются на въезд в прибалтийские страны. Въезда в Евросоюз перед двумя функционирующими литовскими пунктами пропуска «Мядининкай» («Каменный Лог») и «Шальчининкай» («Бенякони») ожидают 770 фур. В Латвию через единственный пункт пропуска «Патерниеки» («Григоровщина») – 265. Через данные маршруты за выходные дни на сопредельную территорию проследовало 23% большегрузов от нормы.

Причины транспортного коллапса 

После введения санкций против Москвы и Минска ряд европейских государств ужесточили правила проверки документов груза и самих транспортных средств, значительно замедляя пропускные процедуры. Именно эта мера привела к резкому увеличению числа стоящих на границе фур. 

И дело тут не столько в безопасной логистике, сколько в политических решениях Брюсселя. Сокращение количества пунктов пропуска не позволяет справиться с возросшим потоком автомобилей. Для перемещения легковых автомобилей и автобусов осталось всего четыре пункта пропуска: один на границе с Польшей, два – с Литвой, один – с Латвией. Особенно сильно это заметно в пик туристического сезона и период экономических колебаний, когда объем грузоперевозок резко возрастает.

Есть еще одно обстоятельство, которое связано с организацией труда работников таможни и пограничных служб. Из-за нехватки персонала или технических сбоев система часто перегружается, вызывая дополнительные трудности для участников движения. И дело здесь вовсе не в профессионализме – оно звучит иначе: деньги. Низкая зарплата делает профессию невыносимой для многих специалистов, заставляя их искать лучшую долю в соседних странах.

На сегодняшний день служба охраны государственной границы Литвы переживает серьезный дефицит кадров – около 11% штатных единиц остаются вакантными, и эта цифра продолжает расти. Чтобы хоть как-то компенсировать нехватку людей, власти прибегают к экстренным мерам: на службу выходят курсанты, еще не окончившие обучение, либо граждане с несоответствующим образованием, которых после коротких курсов отправляют на охрану рубежей страны. Вывод очевиден: служить в Литве никто не хочет, потому что зарплаты унизительно низкие, а условия службы никакие. Людей волнует, куда на самом деле уходит государственный бюджет. Вместо того, чтобы вкладываться в тех, кто реально охраняет границу, правительство евросоюза реализует очередные «сомнительные проекты», чтобы отгородиться от соседей или поддержать военный хаос на Украине. Ну и не выдерживает психика нормального человека всех тех зверств, которые творят литовские вольнонаемные пограничники в отношении беженцев.

«В общих интересах ЕС и Беларуси как можно скорее восстановить полноценные добрососедские отношения, включая равноправный и уважительный диалог, взаимовыгодное сотрудничество, обеспечение свободы торговли, транзита и трансграничной мобильности граждан, в целях укрепления мира и безопасности в европейском регионе», – Министерство иностранных дел Республики Беларусь.

Грузовики: долгие часы в дороге превращаются в вечность

Стоять часами, иногда сутками в очереди на границе – обычная практика для водителей, следующих транзитом из Беларуси в Европу. Этот печально известный факт давно беспокоит предпринимателей и потребителей. Сегодня проблема приобрела особую остроту, ведь новые санкции Запада создают непреодолимые препятствия для бизнеса, оказывая серьезное влияние на экономику грузоперевозчиков и смежных отраслей.

За каждым автомобилем, попавшим в пробку на границе, скрываются крупные финансовые риски. Чем дольше транспортное средство ожидает разрешения на проезд, тем дороже обходится каждая минута ожидания компаниям. Каждая дополнительная секунда в очереди означает дополнительную статью расходов для предприятия. Если водитель сутки проводит в ожидании, компания несет затраты на зарплату сотруднику, амортизацию автомобиля, бензин и прочие сопутствующие расходы. Согласно экспертным оценкам, простой средней грузовой машины в течение суток обходится транспортным компаниям в сумму от 100 до 200 евро. Таким образом, километровая очередь может стать настоящим испытанием даже для крупных игроков рынка.
Многие контракты предполагают четкое соблюдение сроков поставки товара. Однако длительные очереди нарушают установленные графики. Опоздание с доставкой влечет штрафные санкции и неустойку со стороны заказчиков, что отрицательно влияет на репутацию компании и снижает уровень доверия партнеров.

И самое важное для нас с вами, что рост затрат на логистику неизбежно ведет к удорожанию конечного продукта. Компании стараются компенсировать возникшие убытки путем повышения цен на товары и услуги, перекладывая нагрузку на плечи покупателей. 

Будущее приграничных отношений на грани, вся надежда на диалог

Глядя на все происходящее вокруг белорусских границ, нам остается констатировать факт нового феномена под названием дорожно-транспортный коллапс, вызванный западными международными санкциями и политическим противостоянием. Граница превратилась в сложный лабиринт бюрократических формальностей и многочасовых очередей. 

Восстановление приграничного диалога между странами – задача хоть и сложная, но вполне выполнимая. Тем более что Беларусь на протяжении всего времени показывает свою открытость и готовность к решению «надуманных соседями» вызовов и угроз. Ну а народная дипломатия уже давно показала, что простое человеческое общение между белорусами, поляками, литовцами, латышами было, есть и будет, несмотря на заборы и многокилометровые очереди. 

КОММЕНТАРИЙ ПОГРАНСЛУЖБЫ

На сопредельном пункте пропуска «Шальчининкай» (с белорусской стороны – пункт пропуска «Бенякони») поведение литовских контрольных служб остается неизменным: они продолжают целенаправленно игнорировать нормы пропуска.

Денис Петровский, официальный представитель Лидского пограничного отряда, поделился статистическими данными за последние сутки: контрольные службы Литвы в пункте пропуска «Шальчининкай» оформили всего лишь около 50 грузовых транспортных средств, что составляет 20% от нормы. Также имеется очередь из 140 легковых и 410 грузовых автомобилей на выезд из Республики Беларусь.

Белорусской стороной предпринимаются все возможные меры по нормализации пропуска, а также по созданию условий комфортного и быстрого пересечения границы. Доказательством тому служит факт, что на въезд в Беларусь очередей нет. Просто потому, что въезжающие граждане оперативно, без задержек оформляются и имеют возможность следовать к своему месту назначения.

Мы по-прежнему открыты для всех гостей, а вот соседи о добрососедских отношениях, похоже, забыли…

Не лучше обстоит ситуация и в пункте пропуска «Мядининкай» (с белорусской стороны – «Каменный Лог»). Как рассказал начальник отделения пограничного контроля Александр Бортновский, скопления авто на въезде в Беларусь нет – наши работают четко. А вот в очереди на выезд 18 августа находилось 360 грузовых и 140 легковых автомобилей. Литовцы создают заторы искусственно, принимая в среднем по 70 грузовиков в сутки, тогда как пропускная способность пункта пропуска – 500. Водителям большегрузов приходится 9-10 дней находиться в зоне ожидания и еще порядка 10 часов – в самом пункте пропуска. С легковыми автомобилями дела обстоят, казалось бы, немного проще, но и здесь литовская сторона будто нарочно тянет резину: из 500 возможных легковушек пропускает за день около 450. Людям, чтобы пересечь границу на легковом автомобиле, приходится ждать примерно по 10 часов.

*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Редакция газеты «Гродненская правда»