В 13 лет был бригадиром в освобожденной деревне. 95-летний юбилей отмечает Сергей Симкин

MyCollages (1).jpg

2904vx9t1zfdz0z77utgg3k9zewszz6f.jpg
В 2025 году Беларусь и все, кто помнит и свято чтит настоящую историю, отметят 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. К сожалению, годы летят неумолимо и рядом с нами все меньше свидетелей Великой Отечественной войны. Их, живых, кто вместе с нами встречает юбилейный год Великой Победы в Гродно, всего 25 человек. Тех, кто своими руками ковал Победу, сражался в окопах на передовой, в партизанских отрядах, в тылу.  Тех, кто пережил блокаду Ленинграда. «Гродзенская праўда» запустила проект «Живая память». Мы постараемся рассказать о людях, прошедших жернова войны, кто через всю жизнь пронес великую радость Дня Победы и огромную боль потерь. Они вновь выступят на страницах газеты, чтобы еще раз напомнить нам, рожденным и живущим под мирным небом, цену этому небу. А мы в тысячный и миллионный раз скажем ветеранам спасибо за подвиг, за Победу, понимая, что лучшее, что мы можем сделать для них, – сохранить мир на нашей белорусской земле. 


Над проектом будут работать журналисты «ГП» совместно с городским советом ветеранов.

БУДЕМ ЖИТЬ

Эти два коротких слова с глубоким смыслом уже многие десятилетия – жизненное кредо Сергея Яковлевича Симкина. Завтра ему исполнится 95. В годы войны, в неполные 14 лет, он взвалил на свои плечи тяжелую ношу, став бригадиром в освобожденной деревне.

Война по сердцу пролегла

В их небольшой деревне Матреновке, что в Брянской области, не было радио. Десятилетний Серёжа Симкин по просьбе взрослых разносил газеты в дома односельчан. Из газет и узнали, что началась война. По озабоченности родителей, а отец Сергея был участником Русско-японской войны 1905 года и награжден тремя георгиевскими крестами, мальчишка понимал, что надвигается беда. Но в столь раннем возрасте ему казалось, что она пройдет мимо.

Лицом к лицу с фашистами он столкнулся в августе 41-го

– Как раз убирали рожь. Женщины жали и вязали снопы. Я отвозил на ток. Видим, два немецких офицера с автоматами на лошадях подъехали к сельчанам и расспрашивают, нет ли поблизости советских солдат. Это была разведка. Вскоре по дороге к деревне двинулась пехота, обоз. Немцы заселились в дома. Наш заняли тоже, – рассказывает ветеран. – Семья с шестью детьми перебралась в сарай. Недели две фашисты жили в деревне. У нас забрали и зарезали единственного поросенка, кур, гусей. Разграбили сельский магазин. Вырубили березняк и деревьями с кронами прикрыли свой обоз. Мы слышали, как они громко смеялись и пели в доме, а наша мама горько плакала, примостившись на соломе в углу сарая и прижимая к себе малышей. 

После ухода постояльцев в их деревню все чаще стали наведываться партизаны. В каждом доме им помогали чем могли. Сергей Симкин по поручению партизан частенько пробирался к железнодорожной станции, подолгу лежал в кустарнике, считая проходящие в обе стороны эшелоны. Так же незаметно пробирался под носом у фашистского патруля и наблюдал за движением на аэродроме.

Нередко в Матреновку наведывались немцы с подводами, отнимая у сельчан яйца, сало, кур. Бывало, партизаны обстреливали эти обозы. Тогда фашисты устраивали облавы, сжигали дома и убивали местных жителей за связь с партизанами.

Летом 42-го сгорел и дом Симкиных. Их приютила дальняя родня в соседней деревне. А в мае 43-го фашисты уничтожили Матреновку, погибли более 250 человек. Детей, стариков, женщин согнали в уцелевший сарай и сожгли заживо. Деревня выгорела дотла.

Не пощадила война и семью Симкиных. Брат-курсант Иван погиб, защищая Ленинград. Не вернулся с фронта и брат-танкист Василий. Брата Фёдора фашисты вели на расстрел, но ему удалось бежать, был ранен.
Не раз и не два висела на волоске жизнь подростка Сергея. Однажды фашистская пуля, срикошетив, «чиркнула» ему по темени. Он тогда упал, залитый кровью, потерял сознание. Фрицы, посчитав мальчишку мертвым, не стали его добивать. В другой раз осколки от взрыва словно изрешетили его лицо и тело, необработанные раны долго не заживали. А после ранения в правую руку подросток потерял два пальца. Годы спустя его мама рассказывала своим внучкам, что после ранения Сергею никак не могли остановить сильное кровотечение, не было надежды, что он выживет. Уже и место на кладбище выбрали…

14-летний бригадир

Осенью 43-го после освобождения Брянской области началось возрождение колхозов. Возвращались разбросанные войною семьи, в основном старики и женщины с детьми. Деревню восстанавливали с нуля.
Наравне со взрослыми трудились подростки. Смышленого и ответственного Сергея Симкина назначили бригадиром в объединенную из нескольких деревень бригаду. В ту пору пареньку пошел четырнадцатый год. Надо было выполнять все распоряжения председателя: распределять людей на работу, вести учет полученных семян, плугов, телег, начислять трудодни, выписывать лес, строить дома.

Сергей Яковлевич и сегодня помнит, как в первую послевоенную весну все, кто мог идти, отправлялись пешком на железнодорожную станцию за 10 километров, куда пришел вагон с семенами. Насыпали зерно в мешки, кто сколько мог, и несли на плечах на колхозное поле. Многие падали от недоедания и усталости, но ношу, что была по цене золота, не бросали. Помогая друг другу, донесли и посеяли.

Такие же подростки, как он, строили дома вдовам, колхозную ферму, конюшню. Сергей не боялся никакой работы. Не только организовывал, но и пилил лес, таскал бревна на плечах. Однажды острая боль пронзила поясницу. Это неокрепший подростковый организм не выдержал непосильной физической нагрузки. Б оль в позвоночнике сопровождает Сергея Яковлевича всю жизнь.

Парень был настойчивый, умный. Он не только усердно работал в колхозе и на родительском подворье, но и учился – ходил в школу за 10 километров от дома, мечтал поступить в медицинский институт. Сергей Симкин был одним из немногих учащихся, награжденных медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Счастливое долголетие

Сергей Симкин поступил в Смоленский медицинский, но одна тройка на экзаменах лишала его стипендии на первый семестр. Его это не устраивало. Ведь в 45-м не стало отца, в их многодетной семье не было средств помогать студенту. Он забрал документы и отнес в ветеринарный институт. Увидев вскоре свою фамилию в числе первокурсников, был безмерно рад и ни разу не пожалел о выборе. Учился на 4 и 5, его избрали старостой. На третьем курсе всех студентов перевели в Витебский ветеринарный. Здесь Сергей Симкин вступил в партию, был избран парторгом.

Получив диплом, в 1957 году он приехал по распределению в Брагинский район Гомельской области. Работал главным ветврачом совхоза. Здесь встретил свою первую и настоящую любовь – девушку Фаину. Она после окончания института народного хозяйства работала главным бухгалтером совхоза. 

– Мы поженились, снимали жилье в сельском доме. Были молоды, энергичны, не боялись бытовых трудностей. Много читали, обсуждали книги, строили планы. Вскоре родилась Светлана, потом Тамара. Переехали в Гомельский район, радовались отдельной квартире с удобствами, – рассказывает собеседник. – Очень ответственными были годы работы главным ветврачом Буда-Кошелевского района. В непростое время получил назначение на должность директора экспериментальной базы «Пенчин». А самыми плодотворными считаю годы работы на посту директора Жлобинской птицефабрики. Здесь был награжден орденом «Знак Почета», медалями.

В 90-х, получив право на заслуженный отдых, супруги Симкины переехали в Гродно. Здесь жила и работала их дочь Тамара Долгошей. Много лет она возглавляла Гродненский кардиодиспансер, избиралась членом Совета Республики и депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Сейчас живет в Минске, работает в институте повышения квалификации и переподготовки кадров системы здравоохранения. 

– Папа всегда был очень занятым человеком, но находил время, чтобы побывать с семьей на природе, в театре, в кино, умел увлечь дочерей интересной книгой, вместе потом дискутировали. В доме благодаря ему была большая библиотека, много журналов, газет, – рассказывает Тамара Сергеевна. – Папа для нас всегда был примером не только работоспособности и целеустремленности, но и доброты, человечности. В сложной жизненной ситуации он любит повторять «Будем жить!». И в этой короткой фразе заложен большой смысл. Он и сегодня оптимист, с чувством юмора, любит жизнь и гордится тем, что всегда старался делать добро людям.

Рядом с отцом теперь неотрывно дочь Светлана с мужем. После окончания университета она жила и работала в Гомеле, а когда стали болеть родители, переехала в Гродно.

– К сожалению, папа уже не может пойти на тропу здоровья в Пышках, которую очень любил. Но он читает книги, газеты, – отмечает Светлана Сергеевна. – Среди телепередач выбирает политику, выступления Главы государства, интересуется успехами хлеборобов, урожаем на полях. А еще он гордится успехами внуков, правнуков…

Большую часть жизни – почти семь десятилетий – Сергей Яковлевич прожил в Беларуси, давно называет ее своей второй родиной. Все здесь дорого его сердцу. Считает, что с каждым годом белорусский народ живет лучше, а главное, в мире и согласии. И нет большей ценности для него, пережившего ужасы войны, чем мирное небо над страной.

Уважаемый Сергей Яковлевич!

С Днем рождения! 

Вы – наша гордость и настоящий пример мужества. Спасибо за мир на нашей белорусской земле! Вы подарили нам Победу, а вместе с ней – жизнь, любовь, надежду, будущее. 

В этот праздничный день мы хотим пожелать Вам крепчайшего здоровья, мирной и благополучной жизни. Желаем, чтобы родные и близкие гордились вашими подвигами в годы войны и вашим самоотверженным трудом в мирное время. Желаем, чтобы каждый день дарил силы, приносил воодушевление, а вместе с ними – доброту и любовь окружающих.

Председатель совета Гродненской городской организации Белорусского общественного 
объединения ветеранов А.Н. Родионов

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Редакция газеты «Гродненская правда»