В Гродно начал работать первый в городе колумбарий. Сколько стоит ячейка и во сколько обойдется кремация?
Здесь могут храниться 1088 урн.

Захоронить тело или кремировать? Осенью этого года в Гродно начал работать первый в городе колумбарий. Сколько стоит ячейка, можно ли бронировать место в вечность при жизни и во сколько обойдется кремация? А также что говорит на этот счет религия – разузнавала корреспондент «ГП».
Спрос растет
Первый в городе над Неманом колумбарий построили еще весной прошлого года. Однако функционировать он начал только этой осенью. Место для хранения урн с прахом усопших находится в новой части кладбища в Аульсе. Колумбарий представляет собой стену из 17 секторов. Здесь могут храниться 1088 урн.Начальник участка гражданского обслуживания ГГУПП «Спецавтохозяйство» Елена Апарцева отмечает, что появление колумбария в Гродно обусловлено повышением спроса среди населения на кремацию. За два месяца функционирования нового объекта вечный покой здесь обрели более 70 человек.
– Спрос на кремацию в Гродненской области заметно вырос. За десять месяцев текущего года в Гродно и регионе были кремированы 140 человек. Для сравнения: в 2020 году – 66, – рассказала Елена Апарцева. – Причин, по котором люди предпочитают кремацию традиционному захоронению, множество. Кто-то считает, что данный способ увековечения экономит площади земли, другие убеждены: кремирование дешевле похорон. Некоторые люди переезжают в другие города и не имеют возможности ухаживать за могилами родственников. А ведь каждому хочется, чтобы захоронение было чистым и ухоженным. Поэтому кремация в этом плане, конечно же, более практична.
Услуга в 1000 рублей
Как и где придать тело родственника огню? На сегодняшний день в Республике Беларусь процедуру кремации проводят лишь в Минской городской ритуальной службе. В Гродно помощь в организации кремации предоставляют как частные ритуальные агентства, так и государственные. Например, данная услуга через государственный ритуальный сервис ГГУПП «Спецавтохозяйство» стоит чуть больше 1000 белорусских рублей. В стоимость входят транспортировка гроба в Минск, процедура кремации, урна для праха.– Если урна будет придаваться земле, захоронение может происходить сразу. Увековечение в колумбарии – более длительный процесс. Требуется время на изготовление плиты, которой будет закрываться ниша. Обычно этот процесс занимает от двух недель до месяца. До момента изготовления плиты родственники покойного могут оставить у нас на хранение урну с прахом на безвозмездной основе, – сказала Елена Апарцева. – Законодательство Республики Беларусь запрещает развеивать прах после кремации. Его также нельзя хранить дома, хоронить в земле вне территории кладбища. В целом это полностью соответствует требованиям православной и католической церквей, к которым принадлежит абсолютное большинство верующих белорусов.
Ячейку можно выкупить
Забронировать ячейку в гродненском колумбарии можно, но есть одно «но». Выкупить здесь самому себе при жизни место не получится. Бронь продается лишь к ранее захороненным. Стоимость одной ячейки – 10 базовых величин.
Церковь запрещает развеивать прах мертвых, делать из них украшения, хранить дома или где-либо еще, кроме специально отведенных для этого мест.
– Чтобы купить место в колумбарии, родственники покойного должны иметь на руках свидетельство о смерти и справку о кремации. Можно также забронировать ячейку на будущее. Ключевой момент – бронь продается лишь к ранее захороненным. Когда происходит первое захоронение, у родственников есть возможность приобрести еще три места, – говорит Елена Апарцева.
Она также подчеркнула, что в зависимости от спроса на кремацию будет планироваться строительство на кладбище в Аульсе еще одного хранилища для урн с прахом.
Благоговение к храму души человека
Каждая конфессия относится к кремации по-разному. Например, в православной церкви эта процедура не является желательной, но строгого запрета на нее нет. Кремация не влияет на вечную участь души человека и не является грехом.– В православии существует древняя традиция погребения умершего в земле. Это связано с особым благоговейным отношением к телу как сосуду души человека. К тому же мы верим во всеобщее воскресение из мертвых. В час второго пришествия Христова люди, которые когда-то жили на земле, будут воскрешены, их тела воссоздадутся, – рассказывает благочинный Гродненского городского церковного округа, настоятель прихода храма святого преподобномученика Афанасия Брестского г. Гродно протоиерей Вячеслав Гапличник. – В православных песнопениях погребения много говорится о том, что человек – земля и в землю отходит. Однако мы понимаем, что в современных реалиях бывает сложно придать тело земле. Зачастую это связано с большими расходами на погребение, сложной транспортировкой из-за границы, например. В таких случаях родственники покойного прибегают к кремации. Нельзя сказать, что это явление как-то особенно влияет на загробную жизнь, вечную участь души человека. И все же, если нет веских причин для кремации, желательно предавать тело земле.
– Не просто так покойного облачают в одежду, дают в руки крест, икону, покупают красивый гроб. Все это – проявление уважительного отношения к человеку, – говорит протоиерей Вячеслав Гапличник. – Поэтому иногда кремация у православных верующих вызывает некий внутренний протест.
Бывают ситуации, когда усопший при жизни захотел, чтобы после смерти его тело кремировали. По разным причинам люди решаются на это. В православной церкви отпевание тела происходит до кремации.
За два месяца функционирования колумбария вечный покой здесь обрели более 70 человек.
Кремировать – да, развеивать прах – нет
Католические священники считают допустимой процедуру кремации. Однако существуют некоторые ограничения того, как поступить с прахом покойного.– «Касцёл аддае перавагу пахаванню цел, хоць і крэмацыю не адмаўляе. Патрабуе захоўвання праху ў святым месцы, забараняючы яго развейванне», – чытаем у інструкцыі «Ad resurgendum cum Christo», якую 25 кастрычніка 2016 года апублікавала ў Ватыкане Кангрэгацыя веравучэння. У дакуменце ўзгадваецца, што ўжо больш за паўстагоддзя Касцёл дазваляе крэмацыю астанкаў пры ўмове, што гэты выбар не быў прадыктаваны воляй адмаўлення ад хрысціянскіх дагматаў, сектанцкім духам або нянавісцю да каталіцкай рэлігіі і Касцёла, – рассказывает ксендз Юрий Мартинович, пресс-секретарь Гродненской епархии римско-католической церкви. – Пахаванне – найбольш адпаведная форма выражэння веры і надзеі ва ўваскрашэнне цела, якая адначасова падкрэслівае яго годнасць. Паводле ватыканскай інструкцыі, Касцёл не можа дазволіць паставы і абрады, якія прадугледжваюць няправільнае стаўленне адносна смерці, што ўспрымаецца як канчатковае знікненне асобы або яе зліццё з маці-прыродай ці сусветам, як этап у працэсе рэінкарнацыі або канчатковае вызваленне з «турмы» цела.
Западные и американские фильмы подсказывают нам и что делать с прахом, например, в кино и книгах его нередко развеивают. Однако католическая церковь запрещает развеивать прах мертвых, делать из них украшения, хранить дома или где-либо еще, кроме специально отведенных для этого мест. Урну разрешается захоронить в земле, помещать в ячейке колумбария или в любом другом освященном месте.
– Дакумент Кангрэгацыі веравучэння забараняе захоўваць прах у месцы жыхарства. Таксама ён не можа быць размеркаваны паміж рознымі сямейнымі асяродкамі. Неабходна забяспечыць яму павагу і адпаведныя ўмовы захавання. У інструкцыі ўказваецца, што нельга дазваляць развейваць прах у паветры, на сушы або ў вадзе, або любым іншым чынам. Таксама нельга выкарыстоўваць крэміраваны прах для вырабу сувеніраў, біжутэрыі ці іншых прадметаў, – сказал Юрий Мартинович.
Место памяти
В протестантстве также нет запрета на кремацию. Лютеранская церковь, как и Костел, настоятельно рекомендует хранить урны с прахом умерших исключительно в специально отведенных для этого местах.– Запретов на кремацию у нас нет. Эта процедура хороша с практической точки зрения. Так как традиционное погребение занимает большие площади земли, чего не скажешь о кремации, – рассказывает пастор лютеранской церкви Святого Иоанна Владимир Татарников. – Мы рекомендуем хранить урны в специальных местах – колумбариях, а не дома. Запрещено развеивать прах умершего. Ведь должно быть место памяти, куда родственники могут прийти и помолиться за усопшего.
Среди прихожан лютеранской церкви Святого Иоанна немало тех, кто предпочитает кремацию традиционному захоронению.
– Я сам неоднократно проводил службу отпевания в минском крематории. Недавно одна из наших прихожанок умерла и завещала себя кремировать, а урну с прахом установить в колумбарии на Аульском кладбище. Поэтому практика такого способа захоронения есть, – подытожил Владимир Татарнинов.
Кремация запрещена в традиционном иудаизме и исламе. Верующие полагают, что это неуважение к умершему. Захоронение в земле считается более подходящим способом уважения к умершему и подчеркивает веру в воскресение тела.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!