«Жизнь – мгновение, нужно успеть постичь ее красоту». Ведущий художник ОАО «Стеклозавод «Неман» Василий Самохвалов – о вдохновении, любимых изделиях и новых творческих идеях

«Жизнь – мгновение, нужно успеть постичь ее красоту». Ведущий художник ОАО «Стеклозавод «Неман» Василий Самохвалов – о вдохновении, любимых изделиях и новых творческих идеях

Ведущий художник ОАО «Стеклозавод «Неман» Василий Самохвалов творит на березовском предприятии тридцать восемь лет. В его личной «копилке» – порядка двух тысяч наименований прекрасных художественных изделий из хрусталя и стекла, среди которых «бестселлеры» и единичные эксклюзивные коллекции, призы престижных фестивалей и международных состязаний, уникальные подарки для высоких гостей. А еще – несколько сот акварельных работ и даже… книга стихов. Его труд отмечен медалью «За трудовые заслуги», а в этом году имя занесено в Книгу Славы Гродненской области.

Под парусом мечты

Василий родился на Полесье в семье военнослужащего. В сентябре 1953-го, будучи шестилеткой, вместе со старшими друзьями самостоятельно пришел в Лельчицкую среднюю школу, куда его… не приняли, мол, мал еще. Однако настойчивый мальчуган упорно приходил на уроки и садился на заднюю парту, при этом быстрее других детей научился писать, читать и считать. И учитель сдалась: Васю официально зачислили в первый класс.

Этот забавный эпизод из биографии Василий Дмитриевич Самохвалов вспоминает с улыбкой. Кажется, ему все в жизни давалось легко, играючи. А может, действительно так и было? 

– Отлично учился все десять лет, но порой проказничал, – откровенничает мой герой. – По пути в школу – залив, где была припрятана удочка. Школьные принадлежности прятал под куст, удочку – в руки и весь день рыбачил. А назавтра легко «проглатывал» пропущенный школьный материал. Рос на белорусской Амазонке – Припяти. Весной, когда она разливалась, со старшим братом брали дедушкину лодку, ставили на нее мачту, рею, из пестрых бабушкиных «посцілак» поднимали парус и плыли вверх по разливам. Потом парус опускали, ложились в лодку и, покачиваясь, мечтали. Представляете, какая красота: птицы поют, запах травы, плеск воды, крики чаек… 

с (33).jpg

Когда после школы одноклассник Самохвалова решил поступать в художественное училище имени Глебова в столицу – одно из самых престижных учебных заведений БССР, откуда выходили известные художники и скульпторы, Вася тоже надумал попробовать. Не зря же в школе стенгазету рисовал! Прошел конкурс и поступил на оформительское отделение. 

– Распределение в то время было союзным, – вспоминает Василий Дмитриевич. – Я попросился в Великий Новгород. Но перед этим отслужил в армии, где мне настойчиво предлагали остаться и даже давали направление в высшее военное училище. Однако я сказал: «Я – художник» и отправился в прекрасный древний город на работу. А потом решил продолжить образование в Белорусском государственном театрально-художественном институте (ныне – Академия искусств). Правда, вместо вступительных экзаменов вместе с братом уехали на большую рыбалку, где поймали 500 (!) щук. 

с (2).jpg

На следующий год молодой художник вновь приехал в Минск и поступил в институт на факультет декоративно-прикладного искусства. Правда, это было не совсем то, к чему стремился: в тот год на желанный металл не набирали, пришлось учиться на отделении художественного стекла. Потому Самохвалов порой шокирует журналистов фразой: «В стекольном искусстве я человек случайный».

Чем сложнее, тем интереснее 

После вуза талантливый парень получил приглашение на работу в фирму «Планар» художником-конструктором, вскоре стал ведущим художником, затем работал главным художником Министерства строительных материалов БССР, куда входила и стекольная отрасль. А в 1986 году приказом министерства был назначен главным художником на стеклозавод «Неман» в Березовку. С тех пор его жизнь неразрывно связана с городом стеклоделов.

с (1).png

– Завод наш древний, уникальный, один из крупнейших в СНГ, –  рассказывает Василий Дмитриевич. – И «заточен» на выпуск огромного объема продукции, востребованной потребителем. Ежегодно разрабатываем около 200 видов новых изделий, потому на отдел главного художника ложится очень большая нагрузка. 

Главным художником предприятия Василий Самохвалов работал более тридцати лет. Выйдя на пенсию, остался творить в качестве ведущего художника. Сегодня ему семьдесят семь, но он по-прежнему в строю, всеми любим и уважаем. В личной «копилке» Василия Дмитриевича – порядка двух тысяч изделий массового производства, сувенирных и декоративных произведений. Он создавал призы Республиканского фестиваля национальных культур, награду Премии правительства за качество, различные ведомственные награды. В последние годы занимается исключительно индивидуальными, штучными заказами.

– Работа с индивидуальным заказчиком сложная, но интересная, – рассказывает мой герой. – И чем сложнее, тем интереснее.

Увидеть творения Самохвалова, других художников и стекловаров завода можно в зале отдела главного художника и заводском музее. Здесь представлены как экспериментальные работы, выполненные в единичных экземплярах, так и «бестселлеры», которые десятилетиями популярны на производстве и у покупателей. Произведения потрясающей красоты и недюжинной фантазии, удивительные, необыкновенные, оригинальные.

с (31).jpg

«Каждая работа как родное дитя»

– Художник экспериментирует, и, как в любом творчестве, какие-то идеи идут в дело, а какие-то отправляются в корзину, – подмечает Василий Дмитриевич. – Из одной задумки можно сделать многовариантные вещи. Важно, чтобы твою идею с точностью воплотили. Этим на нашем стеклозаводе занимаются талантливые выдувальщики, гравировщики, шлифовщики-алмазчики. Стекло – материал специфический: если живопись или скульптуру можно доработать, то в искусстве создания декоративного стекла все решают мгновения, полет фантазии. 

Тридцать лет назад Самохвалов создал экспериментально-художественный участок, куда подобрал самых одаренных специалистов. Любое изделие из стекла, прежде чем выйти на поток, проходит через руки творцов из экспериментально-художественной бригады. 

Кстати, нет ничего сложнее, чем придумать новый стакан, – уверяет Самохвалов. – Это не мой вывод, но я с ним полностью согласен. При этом каждая работа для автора – от простого стакана до витиеватой вазы – как родное дитя.

– А любимые «дети» у Вас есть? – спрашиваю.

– Пожалуй, это работа «Травы луговые» для Союза художников как приз в художественной лотерее – набор посуды с гравировкой луговых трав. Сложная, интересная работа. На гонорар от нее, к слову, я купил два велосипеда. 

Василий Дмитриевич не только сам творит, но и щедро делится опытом с молодыми коллегами. Все знают его известную фразу: «Проектируй вещь так, чтобы ее купили твоя мама и бабушка, тогда она точно станет популярной и продаваемой». 

А еще он – великолепный рассказчик. Поэтому именно ему доверяют встречать высоких гостей в заводском музее. Щедро разбавляя историю неманского стекла воспоминаниями от первого лица, он увлекает в мир искусства безвозвратно. 

Уловить свой сигнал

– Думаю, что есть некое высшее существо, которое подает человеку сигнал, – философствует Василий Дмитриевич. – Уловил его, поплыл к этому «радиомаяку», к чему-то приплыл. Достигнув солидных лет, во время пандемии я вдруг почувствовал потребность писать верлибры. За год написал триста стихов, при помощи зятя издал книгу «Клочки». А потом захотелось писать акварелью. Купил краски, бумагу, пишу и не могу остановиться. Я – художник прикладного искусства, живописи не особо учился. Мне кажется, мои акварели примитивные, открыточные, но мне нравится процесс работы. Получаю удовольствие именно от процесса.

На акварелях Самохвалова – трепетные пташки и лесные мотивы, цветы, рассветы, туманы, дорогая сердцу Припять, море, корабли, времена года, сельские пейзажи из детства… Они наполнены романтикой и каким-то особым светом, обращены в самые потаенные уголки души зрителя. Свои работы автор раздаривает добрым людям, друзьям и коллегам, в детский сад, дом-интернат для инвалидов. Ими наполнена квартира Самохваловых. Супруга даже устраивает сезонные выставки. Она, к слову, – первый и главный ценитель творчества любимого человека. 

с (9).jpg

с (17).jpg

Василий Дмитриевич Самохвалов и Нина Николаевна Погодская живут душа в душу двадцать три года. Говорят, ни разу не поссорились. Встретились на заводе, где она работала заместителем главного инженера по технике безопасности. Позднее счастье пришло после серьезных потерь, разочарований, а потому так ценно и желанно. 

Две дочери от первой супруги, сын от второй и оба сына Нины Николаевны – это их общее богатство. Все дети устроены, живут в Минске, приезжают в гости. Младший сын – моряк, влюблен в свою романтическую профессию, у одной из дочерей – собственное танцевальное шоу. Влияние творческого отца не прошло бесследно. Всех пятерых детей супруги считают общими, как и любимых внуков. 

Дети гордятся отцом и дедушкой. Подарили ему смартфон, завели профиль в Instagram под ником ded_mormyshkin, чтобы он показывал свое творчество миру. И с удовольствием украшают его работами свои квартиры. 

– Жизнь – мгновение, – философствует художник. – Успеть постичь красоту, высказаться, реализоваться, согреть тех, кто рядом – для меня это очень важно. 

Василий Дмитриевич любит город стеклоделов и завод, которые стали для него родными. Здесь он обрел главное, к чему стремится любой человек, реализовался как личность и профессионал. Потому искренне дорожит этим местом. А в отпуск, конечно же, на Полесье, к истокам. Страсть к рыбалке с годами стала только сильнее. 

– Адреналин ожидания привлекает, – делится он. – И во время рыбалки, в тихом созерцании неподвижного поплавка в голову приходят самые невероятные мысли и творческие идеи. 

Значит, будут новые шедевры! 

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Редакция газеты «Гродненская правда»