Ломать не строить: горькие уроки «цветных революций»

Ломать не строить: горькие уроки «цветных революций»

Благополучие граждан и процветание страны напрямую зависят от умело выстроенной государственной политики по поддержанию порядка и безопасности в обществе. В структуре этой политики присутствует набор приемов и способов по предупреждению и пресечению практик «цветных революций». О феномене «цветной революции» мнением поделился заведующий кафедрой политологии ГрГУ имени Янки Купалы, доктор политических наук, профессор Виктор Ватыль.

Термин «цветная революция» появился на волне обострения мировых экономических и политических процессов, а также развернувшейся между ведущими державами борьбы за новый передел мира. Ее первым опытом считают «бульдозерную революцию» в Сербии, которая произошла в 2000 году. Затем «революция роз» в Грузии в 2003 году, «революция кедров» в Ливане в 2005 году, «оранжевая революция» и евромайдан в Украине в 2004 и 2014 годах, «тюльпановая» и «дымная» революции в Киргизии в 2004 и 2010 годах, «сиреневая» революция в Молдавии в 2010 году, потрясения 2018–2019 годов в Армении, радикальные события арабской весны в Тунисе, Египте, Йемене, Алжире и Омане в 2010–2011 годах и, наконец, непрекращающиеся беспорядки и кровопролитные столкновения по сей день в Ливии и Сирии.

Несмотря на различие цветовой гаммы всем практикам перечисленных революционных форматов присущи единый контекст, сценарий и социальные последствия: спекуляции на сложностях перемен, экстремистские действия с ориентацией на государственный переворот, дезорганизация экономики и понижение уровня жизни населения, последующие конфликты в обществе, нередко перерастающие в очаги гражданской войны, прямое или косвенное иностранное управление.

Обобщая уроки «цветных революций», зададимся главным вопросом: каковы их истинные цели? По сути, «цветные революции» представляют собой детально проработанные программы вмешательства третьей стороны во внутренние дела с намерением дестабилизации и смены политического режима в своих интересах. Реализация подобных программ осуществляется посредством применения технологий по дискредитации национальной политической элиты и руководства государства в массовом общественном сознании, «вброса» протестных моделей поведения с их последующей радикализацией, популяризацией ценностей, символов и идеалов, отличающихся от традиционных для данного общества. Скоординированные группы стремятся в итоге расшатать и дестабилизировать ситуацию в стране, расширить негативное воздействие в информационном поле с целью подрыва авторитета органов власти, очернения конкретных должностных лиц, общественных деятелей, сотрудников правоохранительных органов. Часто политические провокации осуществляются в период подготовки к избирательным кампаниям, а также непосредственно в день голосования.

Основным триггером реализации обозначенных технологий, как свидетельствует практика «цветных революций», становятся информационно-коммуникативные механизмы и приемы. Особые черты и элементы одежды, аксессуары, украшения, значки, нашивки, граффити и надписи, печатная продукция, листовки, газеты, баннеры создают определенный фон «цветных революций». По мере реализации таких революций задействуются вызывающие стили поведения. Протестные массы берут на вооружение перформансы, флешмобы, представляющие собой кратковременные, выразительно-импульсивные массовые акции, которые могут переходить в более широкие действия протестной направленности – демонстрации, митинги, никнеймы, в том числе с привлечением механизмов социально-политической драматургии. Используются ресурсы соцсетей, блогов с определенной целевой аудиторией.

 В этом ряду значимое место режиссерами и исполнителями «цветных революций» отдается фейковым новостям – сообщениям заведомо ложного резонансного характера, способным вызвать в обществе нездоровый ажиотаж, а вдохновителям потрясений на время перехватить инициативу. В сочетании с приемами театральной драматургии и вирусными технологиями фейковые новости могут использоваться экстремистами для формирования социально-политической напряженности, провоцирования паники, протестных настроений, что создает существенные угрозы национальной безопасности страны. Для их снятия и противодействия государству необходимо применять всю полноту мер институционально-организационного, правового и информационного характера.