Сетевые медиа как инструмент информационного давления и манипулирования

О неоднозначности функционала блога в телеграмм-каналах и мессенджерах поделился мнением заведующий кафедрой политологии ГрГУ имени Янки Купалы, доктор политических наук, профессор Виктор Ватыль.
– Термин «сетевые медиа» отражает современную практику информационно-коммуникативного, социального и личностного общения, техническими трансляторами которого выступают различные цифровые технологические платформы – блоги, форумы, телеграмм-каналы, мессенджеры. С их помощью осуществляется как официальная коммуникация, так и чаще всего неофициальное, неформальное взаимодействие на основе общегрупповых интересов. Феномен сетевых медиа является результатом противоречивого процесса формирования цифровой экономики и виртуальной коммуникационной сферы. Ей присущи как минимум три характерные особенности: высокая скорость распространения информации, акцент на эмоциональной составляющей информации в ущерб рационально-смысловой, слабая восприимчивость обособленных групп, аудитории сетевых медиа к аргументам, противоречащим их позициям и мнениям.
Сетевое пространство наряду с очевидными благами порождает заметные вызовы и тревоги. Одна из таковых – информационное давление и манипулирование, которые ведут к деформациям в сознании человека и общества и создают угрозы для информационной безопасности государства. Подобная обобщающая оценка функционального негатива интернет-ресурсов опирается на аналитику ряда национальных информационных интернет-сегментов, в том числе и белорусского.
Напомним читателю, чем являлось и является информационное манипулирование. По сути, оно означает совокупность технологий идеологического эмоционально-психологического воздействия, чаще неявного, скрытого с целью изменения смыслов, установок и поведения людей вопреки их истинным интересам. Применению манипулятивных технологий в современных сетевых ресурсов способствуют благоприятные обстоятельства. Первое, владельцы сетевых медиа, испытывая острую конкуренцию, постоянно пересматривают бизнес-модели, акцент в которых переносится с качества на сенсацию. Больше сенсаций – больше просмотров, выше финансовый результат на выходе. Второе. Чтобы удержать и расширить сетевую аудиторию, снижается планка внутренней цензуры, ставка делается на рефлексивно-эмоциональный и провокативный контент. Третье. Благодаря точному таргетингу и отбору нужного контента пользователя помещают в удобный «информационный пузырь», где преобладает гармония и исчезают информационные раздражители. Ему предлагают информацию, основанную на его предпочтениях и сетевой активности. Образно говоря, если вы за белых, то вам покажут мнение только белых, если за красных – только красных. Четвертое. Поляризация мнений обусловлена тем, что мы склонны смотреть и читать то, чему мы склонны верить, но отказываемся воспринимать информацию, которая не отражает наши текущие запросы. Пятое. Пользователи не только потребляют, но и активно ретранслируют понравившиеся им сведения, распространяемые другими, не беспокоясь относительно проверки их достоверности, тем самым придавая им большую правдоподобность в ходе информационного процесса. В итоге нарастает объем «грязной» информации. Здесь правда уже не играет существенной роли, уступая место популистской риторике.
Эксперты выделяют также характерные условия, способствующие применению манипулятивных сетевых технологий: невысокий уровень осведомленности населения в обсуждаемых непростых вопросах, недостаточная возможность фильтрации ложной информации в поисковых системах на предмет недостоверности, повышенная восприимчивость аудитории к так называемым «шоковым новостям» по сравнению с повседневными информационными сообщениями.
И, наконец, собственно о самих манипулятивных способах и приемах, применяемых в блогах, телеграмм-каналах и мессенджерах. К наиболее распространенным, как свидетельствуют зарубежная и национальная практика, относятся: метод наклеивания ярлыков, использующийся для консолидации целевой аудитории и компроментации политических фигур или политических идей, проектов, программ. Метод молчания, нацеленный на формирование псевдореальной картины массовой поддержки тех или иных политических позиций, оценок, решений, в результате чего отдельный человек, имеющий альтернативное мнение, предпочитает умалчивать о нем, чтобы не оказаться в своего рода психологической изоляции и не лишиться социального одобрения. Метод утечки секретной информации. С помощью информационных ресурсов транслируются данные, которые, как утверждается, получены из секретных, надежных либо анонимных источников, заслуживающих доверия.
Метод терминологического манипулирования активно используется в сетевом пространстве для интерпретации политических событий или фигур с помощью слов, с которыми у групповой аудитории связаны позитивные либо негативные ассоциации, что непосредственным образом влияет на восприятие информации, переносимой в общественное сознание. Заметим, этот метод особенно фундирован телеграмм-каналами.
Метод введения полярности сводится к созданию нескольких взаимоисключающих альтернатив, доступных для выбора. В результате искусственно создается ситуация, в рамках которой существует определенный набор ситуаций, упрощающий принятие решения пользователем, но это решение заведомо будет принято в интересах манипулятора, так как реестр альтернатив предлагается им.
Метод общего вагона основан на потребности человека быть частью социальной группы, совместных действий, движений.
Метод управляемого искажения фактов или реальности в целом. Манипуляторы презентуют факт, событие, ситуацию целевым группам по заранее сконструированным и выгодным для них лекалам с целью формирования у них деформированной позиции и поведения.
Завершая разговор на обозначенную тему, которая ни в коем разе не является завершенной, сделаем итоговый вывод. Ответом на имеющие место в сетевом пространстве информационное манипулирование и деструктивное давление должны стать взвешенная политика в информационной области, повышение медиаграмотности населения, углубление политической культуры граждан.