По жизни девизом выбрано «спеши!»

По жизни девизом выбрано «спеши!»

Сирена «скорой» – и непроизвольно холодок по телу. Такое, наверное, у большинства людей как реакция на сигнал тревоги. А что у тех, кого машина на всей скорости везет на спасение жизни?

IMG_6742.jpg
– Шестнадцать лет на «скорой», а все равно, когда услышу, все внутри сжимается. Даже не на дежурстве, а дома или в городе по своим делам, первая реакция – лететь на помощь. Такой сигнал означает, что счет на секунды, – говорит мне Наталья Захаревич, фельдшер областной станции скорой медицинской помощи. – Если сама за рулем и замечу нашу машину даже без сирены, стараюсь уступить дорогу. Скорость «скорой» нужна тем более сегодня, когда у службы из-за коронавируса особое напряжение.

Маршрут в «красной зоне»

О многократной смене экипировки, из-за которой медиков образно прозвали космонавтами, обработке машины после каждого выезда на ковид и даже о рисках, даже когда едешь на обычный вызов, Наталья рассказывает спокойно, можно сказать, буднично, как будто жестокий вирус не будоражит мир. Но все меняется, как только из диспетчерской дается сигнал на выезд по ковиду. В мгновение ока (просто диву даешься скорости!) влезает в защитный комбинезон, добавляет другие защитные аксессуары и – в машину. И хотя такой вызов не относится к разряду экстренных, она и все ее коллеги стараются не задерживаться ни на секунду. Понимают, как ждут медиков пациенты и как важно, чтобы не было промедлений, когда телефон в диспетчерской накаляется от вызовов.

У службы скорой помощи своя «красная зона», которую она практически не покидает с конца зимы. Чуть полегчало летом, и снова сумасшедший ритм для всех без исключения. Много вызовов. Вся служба работает с колоссальной нагрузкой. Бригады возвращаются на подстанции только пополниться медикаментами и снова на маршрут.

– Выезжаю на ковид и одна, и в фельдшерской бригаде. Осматриваем пациентов, обязательно пульсоксиметрия, измерение АД. При подтвержденной инфекции и ухудшении состояния везем в стационары, – рассказывает Наталья о рабочих буднях. – Есть и другие вызовы – особенно к сердечникам, которым осень добавляет проблем. Не исключено, что вызов обычный, а пациент окажется инфицированным. Ты не выбираешь, куда надо – туда и едешь. Но не знаю случая, чтобы на нашей станции кто-то отказался от выезда. Даже весной, когда «корона» казалась такой устрашающей, никто из службы не ушел.

IMG_6728.jpg
Экстренный случай

Когда люди признаются тебе в любви к своей профессии, можно не сомневаться – перед тобой настоящий профессионал. Фельдшер «скорой» Наталья Захаревич сразу искренне сказала, что не представляет себя на другом месте.

– У нас случайные люди не задерживаются. Если поработаешь года два и не уходишь, то ты точно человек скорой помощи.

– А что для этого нужно?

– Не теряться, когда адреналин зашкаливает, – улыбается собеседница и, посерьезнев, поясняет: – Нужны выдержка, самообладание и, конечно же, человечность и доброта. И многое знать в медицине, ведь случаи бывают разные.

Хотя на вызов с пометкой экстренно чаще несется реанимация на колесах, у обычной фельдшерской бригады, в составе которой чаще всего выезжает Наталья Захаревич, тоже бывают особые случаи.

Перевернутый мотоцикл еще дымится на городской улице. Рядом на асфальте – человек. Разве можно проехать мимо, хоть вызов по другому адресу? Звонок диспетчеру – мгновенная переадресация и экстренная помощь пострадавшему. Останавливать кровотечения, фиксировать переломы, вводить лекарства – нужно владеть этим в совершенстве. Еще важнее – не растеряться, моментально оценить состояние и сделать все, как положено.

– Легче, наверное, сказать, чего не доводилось делать, – отвечает Наталья на мой вопрос о самом памятном из фельдшерской практики.

IMG_6703.jpg
Помощь во всеоружии

Обидно, признается Наталья, когда люди себя не берегут. Еще хуже, когда не доверяют медицине. Но не станешь же выговаривать это пациенту, который доведен до крайности – иначе бы «неотложку» не вызывал. Тут нужно такое «лекарство», как подбодрить, уверить, что все будет в порядке. Он еще успеет убедиться, что тысячи врачей и медсестер готовы делать все, чтобы помочь.

Сегодня и «скорая» ускорилась. Не в смысле езды – положенные для любого транспорта 60 километров в час остаются и для этого медицинского спецтранспорта. Вооружили медиков новые технологии. Скажем, сотрудник «скорой» только заподозрит инфаркт, а кардиоцентр уже в полной готовности. Потому что у врача или фельдшера есть планшеты со специальной программой, и они сразу могут проконсультироваться по ЭКГ или передать сигнал тревоги. Уже не говоря о навигации в каждой машине – не надо плутать по закоулкам или загородным уличкам. Современная видиосистема в диспетчерской скорой помощи – проще ориентироваться, четко согласовывать действия бригад, сократить расстояния. На вооружении медиков на выезде – новые кардиографы для проверки сердца и дефибрилляторы для терапии сердечного ритма. В каждой бригаде для связи с центром и пациентами – мобильные телефоны.

Обо всех новшествах Наталья Захаревич рассказывает эмоционально. Чувствуется, как для нее очень важно то, что служат они добрую службу ее родной службе.
IMG_6720.jpg
Люди особого склада

На «скорой» она шестнадцать лет, пришла совсем юной девчонкой. Подрабатывала уже во время учебы в медицинском колледже, где получила медсестринское, а затем и фельдшерское образование. Но с самой службой познакомилась еще раньше, когда школьницей забегала к маме, всю жизнь проработавшей здесь фельдшером.

– В те времена фельдшер выезжал на вызовы в паре с врачом. Так было и в начале моей трудовой биографии. Это, безусловно, хорошая школа для начинающих. Когда несколько лет назад были созданы фельдшерские бригады, опыт я уже наработала. Не растерялась, даже когда мне одной из первых доверили выезжать самостоятельно, – рассказывает Наталья.

Ей самой доводится проводить осмотры, ставить предварительные диагнозы, решать, нужна ли госпитализация. Правда, всегда есть возможность спросить совета у врача-консультанта – такие опытные специалисты на подстанциях заступают на дежурство каждый день и готовы дать профессиональный совет коллегам на выезде. Но, образно говоря, глаза и уши неотложной помощи непосредственно тот, кто приехал к пациенту.

– Хороший фельдшер сродни хорошему врачу, – подчеркивает главный врач областной станции скорой медицинской помощи Александр Байгин, как бы давая заглавие всей характеристике фельдшеру Захаревич. И добавляет: – Не раз задавал в коллективе вопрос о лучших сотрудниках, и всегда ее имя звучало среди названных. Она из тех людей, которые не растеряются ни при каких обстоятельствах и не боятся брать на себя ответственность.

Не случайно Наталье Захаревич доверили представлять службу скорой медицинской помощи Гродненщины на международных соревнованиях. Из Польши вернулись с Кубком лучшей иностранной команде. В минувшем году на смотр профмастерства экстренной помощи медики соседних стран приезжали в Беларусь. Гродненцы представили свою службу достойно.

изображение_viber_2020-11-12_12-42-29.jpg

В своих людях главврач не сомневается. Фельдшер Наталья Захаревич одна из тех, кто устремляется на помощь людям по первому зову, действует четко и высокопрофессионально.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!