Корреспондент "ГП" узнала, как «варятся» матрешки (ФОТО)

За неделю она преодолела маршрут Павловский Посад – Ковров – Палех – Пучеж – Городец – Семенов, научилась лепить глиняные игрушки и расписывать матрешки...
Корреспондент «ГП» за неделю преодолела маршрут Павловский Посад – Ковров – Палех – Пучеж – Городец – Семенов, научилась лепить глиняные игрушки и расписывать матрешки… На предприятиях исконно русских народных промыслов, не тая проблем, рассказали белорусским журналистам, чем живут.
Зайцев в восторге!
Язык не поворачивается назвать платки, которые производят на мануфактуре в Павловском Посаде, продукцией. Каждый ни больше ни меньше – произведение искусства. Шестьсот видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов из натуральной шерсти, стопроцентного китайского шелка и льняные скатерти пестрым панно завесили все стены одного из просторных помещений мануфактуры.
– У каждого изделия – свое название и автор, – заместитель генерального директора Павлопосадской платочной мануфактуры Вячеслав Долгов разворачивает платок «Драгоценная». – Но не все созданные орнаменты имеют будущее. Если четверть работ художника продолжает жизнь на материале, – это уже хорошо.


К слову, авторов платочного рисунка в учебных заведениях не готовят. На мануфактуре навыки несколько лет перенимают у опытных художников. Те работают столь искусно, что павлопосадские платочные рисунки с удовольствием используют в своих коллекциях одежды российские модельеры. Например, такая коллекция есть у Вячеслава Зайцева.
Павлопосадские платки продаются по всей России. В Беларуси фирменных магазинов пока нет, но можно заказать платок на сайте мануфактуры или купить в Витебске во время «Славянского базара». Там художники России познакомились с витебским мастером Ниной Бобрович, которая создала коллекцию белорусских народных костюмов с использованием павлопосадских орнаментов. В Павловском Посаде на это откликнулись выпуском платков с белорусской тематикой. Совместный русско-белорусский проект «Цветы для славянки» выдвинут на соискание премии Союзного государства.
Все чаще стали встречаться подделки павлопосадских платков. Cильно ли это ударит по предприятию с вековыми традициями? У Павлопосадской платочной мануфактуры есть небесный заступник – местночтимый святой праведный Василий Павлопосадский, в миру Василий Грязнов. Именно он в середине XIX века стоял у истоков производства шерстяных платков с красочным печатным рисунком в Павловском Посаде.
Трели полетели
Ковров – город во Владимирской области, где сведены во едино физика и лирика. На всю Россию этот населенный пункт известен развитой оборонной промышленностью и… производством глиняной игрушки. Испокон веков берега реки Клязьмы были богаты глиной. Из ее остатков от производства кирпича делали игрушки. Глиняных птичек дарили девочкам, чтобы в будущем свили свое гнездышко. Мальчикам доставались медвежата как символ мужской силы.


– Особенности ковровской игрушки – яркие цвета, утонченная роспись и множество мелких деталей. В игрушках воплощены такие сюжеты, как русская баня, русское подворье, у колодца, на печи, чаепитие… Не счесть образов русской барышни, – экскурсовод Ковровского историко-мемориального музея показывает изделия Ковровской фабрики игрушек и предлагает нам самим вылепить с ее помощью глиняную свистульку.
Примерно за час бесформенный кусок глины превратился в моих руках в птичку, которая засвистела.
Там рождаются иконы
– Яичный желток смешиваю с уксусом и водой, добавляю красящий порошок – и можно писать миниатюру, – раскрывает секреты палехской лаковой миниатюры учащаяся художественного колледжа имени Максима Горького в городе Палех на Ивановщине Марина Козлова.
Девушка не первый месяц в технике плоскостного письма наносит на черную лаковую шкатулку сюжет крещения княгини Ольги. На некоторые работы может уйти около года. Ведь прославленная на весь мир палехская лаковая миниатюра – дело тонкое. И, к сожалению, неприбыльное.
– Говорят, в нашем пятитысячном Палехе шестьсот художников, – рассказывает преподаватель колледжа Андрей Арапов. – Цифра эта условная. Одним до профессионалов палехской миниатюры далеко. Другие не работают по полученной специальности. Палехская миниатюра переживает сложное время.


Это подтвердили в мастерской «Художники Палеха», где пишут миниатюры на шкатулках, елочных игрушках, блюдах, брошах, ларцах, панно. У художников копеечная зарплата. Некоторые выпускники колледжа ушли в близкое к миниатюре прибыльное церковное искусство. Иконы рождаются в мастерской «Палехский иконостас».

– Перед работой – молитва. Все иконы пишем по благословению. Недавно расписывали иконостас храма Преподобной Софии Слуцкой, что в селе Дудутки, – рассказывают художники, узнав, что я из Беларуси. – Два года назад работали над интерьером минского храма Иоанна Предтечи. Сейчас расписываем иконостас для собора в Минске...
Сделано в строчку
Город Пучеж в Ивановской области известен строчевышивальным промыслом. На предприятиях «Истоки» и «Ришелье» выпускают вещи изо льна с ручной вышивкой белым по белому, по серому льну, вышивкой в тон, цветной... На сарафанах, платьях, жакетах, блузах, полотенцах, скатертях, салфетках, сумках «расцветают» невообразимые узоры и райские цветы.

Правда, цены кусаются. Например, расшитый жакет от «Истоков» обойдется в 12 тысяч российских рублей, а это около 400 долларов, сарафан с минимумом вышивки – около 50 долларов… Но покупатели находятся. Кстати, лен предприятия используют вологодский. Белорусский, мол, обходится дороже.
Суповой набор для Зыкиной
Расписной шкатулкой обжилась в Городце Нижегородской области. Здесь на предприятии «Городецкая роспись» красочно расписывают посуду, кухонную утварь, мебель…


– Используем экологичные краски. Все, что вы видите, может иметь место в быту, – рассказывают в музее предприятия. – Первый этап росписи – подмалевка. Потом оттенка, расшивка белым и желтым цветами, которые оживляют рисунок… У нас работают тридцать художников. В школах и местном колледже есть курсы городецкой росписи. Кстати, каждое изделие художник расписывает от начала до конца.
А в городе Семенове, где прописалась хохломская роспись, каждый художник пишет свой элемент. Правда, и роспись иная, чем городецкая. Традиционный фон – черный и другие темные цвета, традиционный цвет росписи – золотой и близкие к нему в палитре.


– Фабрика работает с 1960 года, – проводят в выставочный зал фабрики «Хохломская роспись» и указывают на суповой набор, расписанный ландышами по зеленому фону. – Его когда-то у нас заказала Людмила Зыкина. Зеленый цвет не присущ хохломе, но специально для певицы были нарисованы эскизы. С той поры выпускаем посуду и в таком цвете. В нашей росписи будут исполнены некоторые сувениры к Олимпиаде в Сочи-2014.
С «Хохломской росписи» выходят самые разные матрешки. Древесина отлеживается на улице два года. Секрет матрешечного замка – нижнюю часть матрешки окунают в воду, сухой верхней закрывают и дают подсохнуть. На мастер-классе каждый желающий своими руками смог расписать матрешку в хохломской технике.

Итогом пресс-тура стал «круглый стол» на тему «Народные промыслы: как сохранить, развить, приумножить?» Предприятия ждут государственной поддержки, создания щадящей системы налогообложения, универсального рецепта от подделок... Как бы там ни было, все едины в том, что отпускать судьбу предприятий народных промыслов России на самотек – загубить русскую самобытность.
Зайцев в восторге!
Язык не поворачивается назвать платки, которые производят на мануфактуре в Павловском Посаде, продукцией. Каждый ни больше ни меньше – произведение искусства. Шестьсот видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов из натуральной шерсти, стопроцентного китайского шелка и льняные скатерти пестрым панно завесили все стены одного из просторных помещений мануфактуры.
– У каждого изделия – свое название и автор, – заместитель генерального директора Павлопосадской платочной мануфактуры Вячеслав Долгов разворачивает платок «Драгоценная». – Но не все созданные орнаменты имеют будущее. Если четверть работ художника продолжает жизнь на материале, – это уже хорошо.


К слову, авторов платочного рисунка в учебных заведениях не готовят. На мануфактуре навыки несколько лет перенимают у опытных художников. Те работают столь искусно, что павлопосадские платочные рисунки с удовольствием используют в своих коллекциях одежды российские модельеры. Например, такая коллекция есть у Вячеслава Зайцева.
Павлопосадские платки продаются по всей России. В Беларуси фирменных магазинов пока нет, но можно заказать платок на сайте мануфактуры или купить в Витебске во время «Славянского базара». Там художники России познакомились с витебским мастером Ниной Бобрович, которая создала коллекцию белорусских народных костюмов с использованием павлопосадских орнаментов. В Павловском Посаде на это откликнулись выпуском платков с белорусской тематикой. Совместный русско-белорусский проект «Цветы для славянки» выдвинут на соискание премии Союзного государства.
Все чаще стали встречаться подделки павлопосадских платков. Cильно ли это ударит по предприятию с вековыми традициями? У Павлопосадской платочной мануфактуры есть небесный заступник – местночтимый святой праведный Василий Павлопосадский, в миру Василий Грязнов. Именно он в середине XIX века стоял у истоков производства шерстяных платков с красочным печатным рисунком в Павловском Посаде.
Трели полетели
Ковров – город во Владимирской области, где сведены во едино физика и лирика. На всю Россию этот населенный пункт известен развитой оборонной промышленностью и… производством глиняной игрушки. Испокон веков берега реки Клязьмы были богаты глиной. Из ее остатков от производства кирпича делали игрушки. Глиняных птичек дарили девочкам, чтобы в будущем свили свое гнездышко. Мальчикам доставались медвежата как символ мужской силы.


– Особенности ковровской игрушки – яркие цвета, утонченная роспись и множество мелких деталей. В игрушках воплощены такие сюжеты, как русская баня, русское подворье, у колодца, на печи, чаепитие… Не счесть образов русской барышни, – экскурсовод Ковровского историко-мемориального музея показывает изделия Ковровской фабрики игрушек и предлагает нам самим вылепить с ее помощью глиняную свистульку.
Примерно за час бесформенный кусок глины превратился в моих руках в птичку, которая засвистела.
Там рождаются иконы
– Яичный желток смешиваю с уксусом и водой, добавляю красящий порошок – и можно писать миниатюру, – раскрывает секреты палехской лаковой миниатюры учащаяся художественного колледжа имени Максима Горького в городе Палех на Ивановщине Марина Козлова.
Девушка не первый месяц в технике плоскостного письма наносит на черную лаковую шкатулку сюжет крещения княгини Ольги. На некоторые работы может уйти около года. Ведь прославленная на весь мир палехская лаковая миниатюра – дело тонкое. И, к сожалению, неприбыльное.
– Говорят, в нашем пятитысячном Палехе шестьсот художников, – рассказывает преподаватель колледжа Андрей Арапов. – Цифра эта условная. Одним до профессионалов палехской миниатюры далеко. Другие не работают по полученной специальности. Палехская миниатюра переживает сложное время.


Это подтвердили в мастерской «Художники Палеха», где пишут миниатюры на шкатулках, елочных игрушках, блюдах, брошах, ларцах, панно. У художников копеечная зарплата. Некоторые выпускники колледжа ушли в близкое к миниатюре прибыльное церковное искусство. Иконы рождаются в мастерской «Палехский иконостас».

– Перед работой – молитва. Все иконы пишем по благословению. Недавно расписывали иконостас храма Преподобной Софии Слуцкой, что в селе Дудутки, – рассказывают художники, узнав, что я из Беларуси. – Два года назад работали над интерьером минского храма Иоанна Предтечи. Сейчас расписываем иконостас для собора в Минске...
Сделано в строчку
Город Пучеж в Ивановской области известен строчевышивальным промыслом. На предприятиях «Истоки» и «Ришелье» выпускают вещи изо льна с ручной вышивкой белым по белому, по серому льну, вышивкой в тон, цветной... На сарафанах, платьях, жакетах, блузах, полотенцах, скатертях, салфетках, сумках «расцветают» невообразимые узоры и райские цветы.

Правда, цены кусаются. Например, расшитый жакет от «Истоков» обойдется в 12 тысяч российских рублей, а это около 400 долларов, сарафан с минимумом вышивки – около 50 долларов… Но покупатели находятся. Кстати, лен предприятия используют вологодский. Белорусский, мол, обходится дороже.
Суповой набор для Зыкиной
Расписной шкатулкой обжилась в Городце Нижегородской области. Здесь на предприятии «Городецкая роспись» красочно расписывают посуду, кухонную утварь, мебель…


– Используем экологичные краски. Все, что вы видите, может иметь место в быту, – рассказывают в музее предприятия. – Первый этап росписи – подмалевка. Потом оттенка, расшивка белым и желтым цветами, которые оживляют рисунок… У нас работают тридцать художников. В школах и местном колледже есть курсы городецкой росписи. Кстати, каждое изделие художник расписывает от начала до конца.
А в городе Семенове, где прописалась хохломская роспись, каждый художник пишет свой элемент. Правда, и роспись иная, чем городецкая. Традиционный фон – черный и другие темные цвета, традиционный цвет росписи – золотой и близкие к нему в палитре.


– Фабрика работает с 1960 года, – проводят в выставочный зал фабрики «Хохломская роспись» и указывают на суповой набор, расписанный ландышами по зеленому фону. – Его когда-то у нас заказала Людмила Зыкина. Зеленый цвет не присущ хохломе, но специально для певицы были нарисованы эскизы. С той поры выпускаем посуду и в таком цвете. В нашей росписи будут исполнены некоторые сувениры к Олимпиаде в Сочи-2014.
С «Хохломской росписи» выходят самые разные матрешки. Древесина отлеживается на улице два года. Секрет матрешечного замка – нижнюю часть матрешки окунают в воду, сухой верхней закрывают и дают подсохнуть. На мастер-классе каждый желающий своими руками смог расписать матрешку в хохломской технике.

Итогом пресс-тура стал «круглый стол» на тему «Народные промыслы: как сохранить, развить, приумножить?» Предприятия ждут государственной поддержки, создания щадящей системы налогообложения, универсального рецепта от подделок... Как бы там ни было, все едины в том, что отпускать судьбу предприятий народных промыслов России на самотек – загубить русскую самобытность.