Из 487 культовых зданий области лишь для 12 изменился тариф на тепло

На текущей неделе в интернет-сети обсуждалась тема якобы значительного увеличения тарифов на услуги теплоснабжения для религиозных организаций. С вопросом, как складывается ситуация на самом деле, мы обратились к начальнику отдела по делам религий и национальностей облисполкома Игорю Попову...
На текущей неделе в интернет-сети обсуждалась тема якобы значительного увеличения тарифов на услуги теплоснабжения для религиозных организаций. С вопросом, как складывается ситуация на самом деле, мы обратились к начальнику отдела по делам религий и национальностей облисполкома Игорю Попову.
– Давайте попытаемся разобраться в ситуации с тарифами на тепло для церквей, вокруг которой «благодаря» интернету появилось много вымыслов и домыслов.
В Гродненской области действуют 487 храмов 17 конфессий, в том числе 238 церквей и 227 костелов, 17 протестантских культовых зданий. В зависимости от их расположения и, соответственно, наличия теплосетей культовые здания обогреваются или собственными источниками тепла с использованием газа, местных видов топлива, или получают тепло от поставщиков-производителей: «Белэнерго» и его представителя в регионе РУПП «Гродноэнерго», а также Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь в лице областного управления жилищно-коммунального хозяйства.
При этом цена на газ для религиозных организаций такая же, как и для населения. Такой порядок предусмотрен для организаций ГПО «Белэнерго» законодательством Республики Беларусь при формировании тарифов на услуги для юридических лиц. В соответствии с ним для религиозных организаций установлены и продолжают действовать льготные тарифы, как для населения. С 1 января этот тариф составляет 63 тысячи 150 рублей за 1 гигакалорию. Следует отметить, что это значительно ниже себестоимости и разницу покрывает государство. В Гродно и Лиде, например, все храмы разных конфессий оплачивают тепло по этому тарифу.
Тарифы же в системе ЖКХ принимаются в соответствии с законодательством местными органами власти.
Еще в 2007 году Гродненским облисполкомом для религиозных организаций всех конфессий, являющихся потребителями коммунальных услуг по линии Министерства жилищно-коммунального хозяйства, были установлены льготные тарифы на коммунальные услуги (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение) на уровне их себестоимости. Это полностью соответствует законодательству Республики Беларусь. В связи со значительным ростом в 2007-2008 годах тарифов на энергетические ресурсы увеличились и затраты на тепловую энергию, в том числе и для льготной группы потребителей.
Однако по просьбам религиозных организаций Гродненский облисполком установил в 2009 году для религиозных организаций всех конфессий тарифы на коммунальные услуги на уровне тарифов для населения, что значительно ниже себестоимости.
В 2009-2010 годах УЖКХ Гродненского облисполкома обращалось в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь с просьбой изыскать источники возмещения убытков от предоставления коммунальных услуг религиозным организациям по тарифам ниже себестоимости услуг, однако вопрос не был решен.
Ввиду отсутствия финансовых источников с 6 мая 2012 года решением Гродненского облисполкома вновь для некоторых организаций – потребителей тепла системы ЖКХ были установлены тарифы на уровне себестоимости. Еще раз подчеркнем, они остаются льготными для небольшого числа организаций и в среднем в два раза ниже тарифов для прочих юридических лиц, однако выше тарифа для населения. При этом бюджетные организации, в том числе лечебные и спортивные учреждения, школы и другие оплачивают тепло по тарифам прочих юридических лиц, которые являются максимальными.
Например, если тариф для религиозных организаций в Щучинском районе сейчас составляет 670 880 рублей, то другие юридические лица платят 1 443 650 рублей за 1 гигакалорию. Поэтому разговоры о том, что религиозные организации приравняли к коммерческим организациям, беспочвенны.
Есть еще один важный момент. Понятно, что при сохранении для религиозных организаций тарифа как для населения, разницу между ценой услуг и их реальной себестоимостью кто-то должен возмещать. Эта разница (а за год она составляет примерно 390 млн. рублей) должна быть отнесена или к убыткам предприятий ЖКХ, или дополнительно возложена на другие организации, сокращая их прибыль или увеличивая убытки.
В завершение хочу подчеркнуть, что из 487 культовых зданий в области только 12 храмов разных конфессий в 2013 году являются потребителями коммунальных услуг по линии Министерства жилищно-коммунального хозяйства, для которых увеличилась цена за тепло. При этом речь не идет о какой-то конфессиональной исключительности: в этом числе 4 храма Гродненской и 2 Новогрудской епархий Белорусской православной церкви, 4 костела, по одному зданию Христиан веры евангельской и Новоапостольской церкви. Для остальных культовых зданий и обслуживающих их общин ничего в оплате за тепло не изменилось.
– Давайте попытаемся разобраться в ситуации с тарифами на тепло для церквей, вокруг которой «благодаря» интернету появилось много вымыслов и домыслов.
В Гродненской области действуют 487 храмов 17 конфессий, в том числе 238 церквей и 227 костелов, 17 протестантских культовых зданий. В зависимости от их расположения и, соответственно, наличия теплосетей культовые здания обогреваются или собственными источниками тепла с использованием газа, местных видов топлива, или получают тепло от поставщиков-производителей: «Белэнерго» и его представителя в регионе РУПП «Гродноэнерго», а также Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь в лице областного управления жилищно-коммунального хозяйства.
При этом цена на газ для религиозных организаций такая же, как и для населения. Такой порядок предусмотрен для организаций ГПО «Белэнерго» законодательством Республики Беларусь при формировании тарифов на услуги для юридических лиц. В соответствии с ним для религиозных организаций установлены и продолжают действовать льготные тарифы, как для населения. С 1 января этот тариф составляет 63 тысячи 150 рублей за 1 гигакалорию. Следует отметить, что это значительно ниже себестоимости и разницу покрывает государство. В Гродно и Лиде, например, все храмы разных конфессий оплачивают тепло по этому тарифу.
Тарифы же в системе ЖКХ принимаются в соответствии с законодательством местными органами власти.
Еще в 2007 году Гродненским облисполкомом для религиозных организаций всех конфессий, являющихся потребителями коммунальных услуг по линии Министерства жилищно-коммунального хозяйства, были установлены льготные тарифы на коммунальные услуги (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение) на уровне их себестоимости. Это полностью соответствует законодательству Республики Беларусь. В связи со значительным ростом в 2007-2008 годах тарифов на энергетические ресурсы увеличились и затраты на тепловую энергию, в том числе и для льготной группы потребителей.
Однако по просьбам религиозных организаций Гродненский облисполком установил в 2009 году для религиозных организаций всех конфессий тарифы на коммунальные услуги на уровне тарифов для населения, что значительно ниже себестоимости.
В 2009-2010 годах УЖКХ Гродненского облисполкома обращалось в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь с просьбой изыскать источники возмещения убытков от предоставления коммунальных услуг религиозным организациям по тарифам ниже себестоимости услуг, однако вопрос не был решен.
Ввиду отсутствия финансовых источников с 6 мая 2012 года решением Гродненского облисполкома вновь для некоторых организаций – потребителей тепла системы ЖКХ были установлены тарифы на уровне себестоимости. Еще раз подчеркнем, они остаются льготными для небольшого числа организаций и в среднем в два раза ниже тарифов для прочих юридических лиц, однако выше тарифа для населения. При этом бюджетные организации, в том числе лечебные и спортивные учреждения, школы и другие оплачивают тепло по тарифам прочих юридических лиц, которые являются максимальными.
Например, если тариф для религиозных организаций в Щучинском районе сейчас составляет 670 880 рублей, то другие юридические лица платят 1 443 650 рублей за 1 гигакалорию. Поэтому разговоры о том, что религиозные организации приравняли к коммерческим организациям, беспочвенны.
Есть еще один важный момент. Понятно, что при сохранении для религиозных организаций тарифа как для населения, разницу между ценой услуг и их реальной себестоимостью кто-то должен возмещать. Эта разница (а за год она составляет примерно 390 млн. рублей) должна быть отнесена или к убыткам предприятий ЖКХ, или дополнительно возложена на другие организации, сокращая их прибыль или увеличивая убытки.
В завершение хочу подчеркнуть, что из 487 культовых зданий в области только 12 храмов разных конфессий в 2013 году являются потребителями коммунальных услуг по линии Министерства жилищно-коммунального хозяйства, для которых увеличилась цена за тепло. При этом речь не идет о какой-то конфессиональной исключительности: в этом числе 4 храма Гродненской и 2 Новогрудской епархий Белорусской православной церкви, 4 костела, по одному зданию Христиан веры евангельской и Новоапостольской церкви. Для остальных культовых зданий и обслуживающих их общин ничего в оплате за тепло не изменилось.