Почему в аптеках разные цены?

Почему коммерческие аптеки растут как грибы, а государственных, в которых можно дешевле купить лекарство, в шаговой доступности не хватает?
Почему коммерческие аптеки растут как грибы, а государственных, в которых можно дешевле купить лекарство, в шаговой доступности не хватает? И почему разнятся цены в аптеках?
Есть такое крылатое выражение «как в аптеке». Оно означает точность и строгий порядок в делах. Между тем сегодня немало вопросов по организации самого аптечного рынка. Об этом шел разговор за «круглым столом» в редакции «ГП».
Наталья Антонович, первый заместитель начальника управления здравоохранения облисполкома:
– Общая картина по области благоприятная: при социальном стандарте одна аптека на восемь тысяч жителей, у нас – на 3290 человек. Но открываются аптеки без учета географических и демографических аспектов. В области сегодня 220 государственных аптек, из них 39 в Гродно. Аптек негосударственной формы собственности 124, и все они расположены в городах. Где сегодня выгоднее всего разместить аптеку в городе? Естественно, в людных торговых местах и в центре города, где преобладает пожилое население. И в Гродно здесь наблюдается перенасыщение. А вот в так называемые спальные районы коммерсанты приходить не торопятся. Не идут они и в село. Лекарственное обеспечение сельского населения осуществляет только государственная аптечная сеть. В нашей области в сельской местности 78 аптек. Все они РУП «Фармация». 45 убыточны. Именно государственная аптечная сеть гарантирует предоставление равных возможностей в получении лекарств всем категориям, и в первую очередь социально незащищенным, имеющим право на бесплатный и льготный отпуск по рецептам врачей. А также обеспечение бесперебойного лечебного процесса в стационарах, в том числе лекарственными средствами с низкой оборачиваемостью и непрогнозируемым спросом.
Андрей Щука, генеральный директор Гродненского РУП «Фармация»:
– Только у нас организовано внутриаптечное производство лекарств для новорожденных, детей до трех лет и других хронических больных, требующих индивидуального подхода в лечении. Нам поручены хранение и реализация по рецептам врачей наркотических, психотропных лекарственных средств.
Добавьте еще хранение и бесплатный отпуск лекарств, закупленных Минздравом для хронических больных определенных заболеваний: инсулины, противоопухолевые препараты, гематологические средства и другие. Это ведь огромная дополнительная нагрузка на работников наших аптек и ответственность. Не только в ассортиментной, но и в ценовой политике у государственной аптечной сети и аптек негосударственной формы собственности принципиальное различие. На первом плане у нас не получение прибыли, а именно выполнение социальных функций. Поэтому мы стараемся держать максимально низкие цены.
Александр Воробей, начальник управления антимонопольной и ценовой политики облисполкома:
– Кстати, все аптеки работают в рамках одного законодательства, то есть на фармацевтическом рынке государственная аптечная сеть не имеет никаких послаблений или особых условий. Но лекарства здесь действительно можно купить дешевле. Это подтвердил и проведенный недавно анализ формирования цен в пятнадцати аптеках областного центра. Очень влиятельный ценовой фактор – закупка лекарственных средств. РУП «Белфармация» для государственной сети аптек проводит централизованные конкурсы, по итогам которых осуществляются закупки, и с учетом объемов на всю республику имеется возможность значительного снижения цен. К тому же при формировании цен надбавки на аналогичные лекарственные препараты в аптеках разных хозяйственных субъектов разнятся. В действиях государственных аптек учитывается их социальная функция.
Корр. «ГП»: О ценах на какие препараты идет речь – отечественные или импортные?
Александр Воробей:
– На все основные лекарственные препараты, приобретаемые по конкурсным закупкам. Например, импортный препарат беталок-зок поступает в коммерческие аптеки от столичных поставщиков-импортеров по расчетной отпускной цене девяносто тысяч рублей, а в государственные аптеки благодаря закупкам по итогам централизованных конкурсов – по цене тридцать одна тысяча рублей. Даже с учетом применяемых оптовой и торговой надбавок в государственной сети препарат выходит в 2,8 раза дешевле. Аналогичная картина по некоторым другим лекарственным препаратам. Добавлю, в ходе анализа выявлено, что из семи собственников коммерческих аптечных сетей, зарегистрированных в Гродно, никто не является импортером. А все лекарственные препараты, включая производимые в республике, приобретаются ими у импортеров и посредников, главным образом столичных.
Людмила Киселевская, ведущий специалист по ценам Гродненского РУП «Фармация»:
– В каждом административном районе у нас имеются аптеки, которые продают лекарственные средства белорусских производителей со скидкой 10 процентов определенным категориям лиц. В Гродно это аптеки №3 по ул.Антонова, №205 по ул.Дзержинского, №159 по проспекту Клецкова. Замечу, что организациям здравоохранения медицинские товары реализуются с применением сниженных оптовых надбавок.
Сергей Совца, главный врач первой поликлиники Гродно:
– На мой взгляд, о работе государственных аптек нужно активнее информировать население. Не надо замалчивать тот факт, что обращаясь в государственную аптеку, человек таким образом хоть косвенно, но способствует выполнению ею социальных функций. В отличие от коммерческих аптек, только у аптек РУП «Фармация» есть право отпуска лекарств по льготным рецептам. К примеру, в прошлом году только по нашей поликлинике оплата за льготное лекарственное обеспечение пациентов составила семь миллиардов рублей. Рассчитываться поликлинике с «Фармацией» своевременно не всегда удается. При этом она, понимая финансовое положение поликлиник в этой части, фактически позволяет отпускать лекарственные средства населению на льготных условиях со значительной отсрочкой платежа. Пятая часть населения, обслуживаемого поликлиникой, имеет ту или иную лекарственную льготу. А лекарства, отпускаемые на льготных условиях, при отдельных заболеваниях очень дорогостоящие. Бывает, одна упаковка стоит несколько миллионов рублей. С другой стороны, меня просто поражает, как пациенты часто категорически требуют у доктора выписать на льготных условиях именно импортные препараты. Но ведь наши отечественные сегодня вполне конкурентоспособные по качеству и не менее эффективные. Надо и об этом говорить.
Андрей Щука:
– В аптеке человек должен иметь альтернативу. И государственная аптечная сеть ее предоставляет. Но вместе с тем нашим приоритетом является работа с белорусскими фармпроизводителями. РУП «Фармация» активно участвует в выполнении государственной программы импортозамещения, на прилавках государственных аптек присутствует весь спектр производимых в республике лекарственных средств и изделий медицинского назначения, доля закупок отечественной продукции составляет 41 процент.
Корр. «ГП»: Государственная аптечная сеть работает именно в интересах всех категорий населения и по сути «спасительный круг» для здравоохранения. По логике она должна иметь прерогативы в развитии…
Наталья Позднякова, заместитель генерального директора Гродненского РУП «Фармация»:
– На самом деле аптечный бизнес плохо регулируется, и открыть аптеку может кто и где пожелает. По сути каждый, кто имеет для этого деньги. Естественно, это отражается и на географии. Мы обращались неоднократно при открытии розничных торговых объектов и супермаркетов с просьбой аренды помещений к руководителям сети магазинов «АЛМИ», ООО «Евроторг», СООО «Неманстрой-инвест», УП «Динамо-Центр», ОАО «Продовольственный сервис г.Гродно» и другим. Однако помещения этими организациями предоставляются исключительно для размещения коммерческих аптек, чаще всего города Минска. Ранее мы обращали внимание городской власти, что проблема в размещении аптек существует. Но, к сожалению, нас не слышали.
Андрей Щука:
– Для открытия аптек мы за счет собственных средств приобрели четыре нежилых помещения в ОАО «Гродножилстрой». После размещения в непосредственной близости супермаркетов с аптеками одну по улице Пушкина нам пришлось закрыть из-за невостребованности, а аптека по улице Дзержинского стала убыточной. Но тем не менее мы не отказываемся от планов расширения. И они связаны с решением возложенной на государственную сеть социальной функции. К примеру, в новых микрорайонах города будет жить немало детей, которые до трех лет обеспечиваются лекарствами бесплатно. Направлены письма в ОАО «Гродножилстрой», ОАО «Гроднопромстрой» с просьбой строительства нежилых помещений или продажи небольших квартир на первом этаже для организации работы в них государственных аптек. Просим местные органы власти при разработке планов расположения социальных объектов, особенно в микрорайонах новых жилых застроек, предусматривать помещения под государственные аптеки. Кстати, формально при открытии коммерческих аптек запрашивают наше мнение, и всякий раз мы высказываемся отрицательно.
Корр. «ГП»: Но ведь должно же учитываться мнение если не аптек, то здравоохранения в целом? Ведь контроль за работой аптек всех форм собственности вроде бы возложен на Минздрав.
Наталья Антонович:
– Добро дает не здравоохранение, а местная власть. В Минздрав будущий владелец аптеки обращается уже с пакетом документов и с одобрением, к примеру, горисполкома. Но органы власти должны понимать те социальные проблемы, которые возникнут при смещении акцентов в лекарственном обеспечении населения. И прежде чем поставить подпись под разрешительным документом, надо провести мониторинг: где и кто открывает аптеку. В свою очередь мы стараемся, чтобы не только медицинскую помощь, но и аптечную службу максимально приблизить к месту жительства. Разрешено реализовывать лекарственные средства работникам сельских фапов. Причем мы требуем, чтобы в продаже было все самое необходимое и купить могли люди с разным достатком. Стараемся предоставлять «Фармации» площади в поликлиниках. А в медицинских новостройках помещения для этого предусматривать заранее.
Андрей Щука:
– Заметьте, что даже в странах Евросоюза государство участвует в регулировании деятельности аптечного бизнеса. Во Франции, Германии только фармацевт может быть владельцем аптеки, причем всего одной. И так в 15 странах: либо только фармспециалист может владеть аптекой, либо ему должна принадлежать доля бизнеса. В Португалии и Испании, помимо демографических ограничений – не менее 6000 жителей на аптеку, существуют и географические нормативы: расстояние между двумя аптеками не менее 250 метров. Во Франции одна аптека должна обслуживать не менее 2500 жителей в городах с населением до 30 тысяч человек, не менее 9000 жителей в городах с населением более 30 тысяч человек. Даже в Украине в ближайшее время будет введен новый стандарт: расстояние между аптеками не менее чем 500 метров в городах с населением до 1 миллиона жителей. Кстати, у нас в республике в свое время было нормирование расстояния между аптеками, но такую норму отменили.
Сергей Совца:
– Медицинские работники также хотели бы, чтобы размещение аптек было не только в шаговой доступности, но и поближе к месту оказания врачебной помощи. Знаю, насколько популярны аптеки «Фармации» в здании первой, четвертой и других поликлиник города. И это при том, что в непосредственной близости несколько коммерческих. Опять же, в государственных аптеках соблюдается рецептурный отпуск лекарств. В коммерческих аптеках, которые в первую очередь нацелены на прибыль, рецептурный отпуск лекарств контролируется хуже. А это способствует самолечению, которое порождает множество проблем.
Корр. «ГП»: Наши читатели нередко задают вопросы о качестве лекарственных средств. Кто это контролирует? Куда нужно обращаться, если возникнут сомнения?
Андрей Щука:
– Все лекарственные средства, поступающие для реализации, проходят обязательную проверку качества в соответствии с требованиями Минздрава. Требования одинаковы для всех юридических лиц, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность государственной и частной формы собственности. Определен перечень лабораторий, аккредитованных для проведения испытаний лекарственных средств. Такой контроль осуществляет и контрольно-аналитическая лаборатория Гродненского РУП «Фармация». Не допущено к реализации через государственную аптечную сеть в прошлом году два, в первом квартале этого года – три лекарственных препарата. В аптеках существует утвержденная процедура рассмотрения обращения пациента по качеству лекарственного средства. Со своей стороны со всей ответственностью могу заверить, что в государственную аптечную сеть некачественные, а тем более фальсифицированные лекарства не попадут.
Есть такое крылатое выражение «как в аптеке». Оно означает точность и строгий порядок в делах. Между тем сегодня немало вопросов по организации самого аптечного рынка. Об этом шел разговор за «круглым столом» в редакции «ГП».
Наталья Антонович, первый заместитель начальника управления здравоохранения облисполкома:
– Общая картина по области благоприятная: при социальном стандарте одна аптека на восемь тысяч жителей, у нас – на 3290 человек. Но открываются аптеки без учета географических и демографических аспектов. В области сегодня 220 государственных аптек, из них 39 в Гродно. Аптек негосударственной формы собственности 124, и все они расположены в городах. Где сегодня выгоднее всего разместить аптеку в городе? Естественно, в людных торговых местах и в центре города, где преобладает пожилое население. И в Гродно здесь наблюдается перенасыщение. А вот в так называемые спальные районы коммерсанты приходить не торопятся. Не идут они и в село. Лекарственное обеспечение сельского населения осуществляет только государственная аптечная сеть. В нашей области в сельской местности 78 аптек. Все они РУП «Фармация». 45 убыточны. Именно государственная аптечная сеть гарантирует предоставление равных возможностей в получении лекарств всем категориям, и в первую очередь социально незащищенным, имеющим право на бесплатный и льготный отпуск по рецептам врачей. А также обеспечение бесперебойного лечебного процесса в стационарах, в том числе лекарственными средствами с низкой оборачиваемостью и непрогнозируемым спросом.
Андрей Щука, генеральный директор Гродненского РУП «Фармация»:
– Только у нас организовано внутриаптечное производство лекарств для новорожденных, детей до трех лет и других хронических больных, требующих индивидуального подхода в лечении. Нам поручены хранение и реализация по рецептам врачей наркотических, психотропных лекарственных средств.
Добавьте еще хранение и бесплатный отпуск лекарств, закупленных Минздравом для хронических больных определенных заболеваний: инсулины, противоопухолевые препараты, гематологические средства и другие. Это ведь огромная дополнительная нагрузка на работников наших аптек и ответственность. Не только в ассортиментной, но и в ценовой политике у государственной аптечной сети и аптек негосударственной формы собственности принципиальное различие. На первом плане у нас не получение прибыли, а именно выполнение социальных функций. Поэтому мы стараемся держать максимально низкие цены.
Александр Воробей, начальник управления антимонопольной и ценовой политики облисполкома:
– Кстати, все аптеки работают в рамках одного законодательства, то есть на фармацевтическом рынке государственная аптечная сеть не имеет никаких послаблений или особых условий. Но лекарства здесь действительно можно купить дешевле. Это подтвердил и проведенный недавно анализ формирования цен в пятнадцати аптеках областного центра. Очень влиятельный ценовой фактор – закупка лекарственных средств. РУП «Белфармация» для государственной сети аптек проводит централизованные конкурсы, по итогам которых осуществляются закупки, и с учетом объемов на всю республику имеется возможность значительного снижения цен. К тому же при формировании цен надбавки на аналогичные лекарственные препараты в аптеках разных хозяйственных субъектов разнятся. В действиях государственных аптек учитывается их социальная функция.
Корр. «ГП»: О ценах на какие препараты идет речь – отечественные или импортные?
Александр Воробей:
– На все основные лекарственные препараты, приобретаемые по конкурсным закупкам. Например, импортный препарат беталок-зок поступает в коммерческие аптеки от столичных поставщиков-импортеров по расчетной отпускной цене девяносто тысяч рублей, а в государственные аптеки благодаря закупкам по итогам централизованных конкурсов – по цене тридцать одна тысяча рублей. Даже с учетом применяемых оптовой и торговой надбавок в государственной сети препарат выходит в 2,8 раза дешевле. Аналогичная картина по некоторым другим лекарственным препаратам. Добавлю, в ходе анализа выявлено, что из семи собственников коммерческих аптечных сетей, зарегистрированных в Гродно, никто не является импортером. А все лекарственные препараты, включая производимые в республике, приобретаются ими у импортеров и посредников, главным образом столичных.
Людмила Киселевская, ведущий специалист по ценам Гродненского РУП «Фармация»:
– В каждом административном районе у нас имеются аптеки, которые продают лекарственные средства белорусских производителей со скидкой 10 процентов определенным категориям лиц. В Гродно это аптеки №3 по ул.Антонова, №205 по ул.Дзержинского, №159 по проспекту Клецкова. Замечу, что организациям здравоохранения медицинские товары реализуются с применением сниженных оптовых надбавок.
Сергей Совца, главный врач первой поликлиники Гродно:
– На мой взгляд, о работе государственных аптек нужно активнее информировать население. Не надо замалчивать тот факт, что обращаясь в государственную аптеку, человек таким образом хоть косвенно, но способствует выполнению ею социальных функций. В отличие от коммерческих аптек, только у аптек РУП «Фармация» есть право отпуска лекарств по льготным рецептам. К примеру, в прошлом году только по нашей поликлинике оплата за льготное лекарственное обеспечение пациентов составила семь миллиардов рублей. Рассчитываться поликлинике с «Фармацией» своевременно не всегда удается. При этом она, понимая финансовое положение поликлиник в этой части, фактически позволяет отпускать лекарственные средства населению на льготных условиях со значительной отсрочкой платежа. Пятая часть населения, обслуживаемого поликлиникой, имеет ту или иную лекарственную льготу. А лекарства, отпускаемые на льготных условиях, при отдельных заболеваниях очень дорогостоящие. Бывает, одна упаковка стоит несколько миллионов рублей. С другой стороны, меня просто поражает, как пациенты часто категорически требуют у доктора выписать на льготных условиях именно импортные препараты. Но ведь наши отечественные сегодня вполне конкурентоспособные по качеству и не менее эффективные. Надо и об этом говорить.
Андрей Щука:
– В аптеке человек должен иметь альтернативу. И государственная аптечная сеть ее предоставляет. Но вместе с тем нашим приоритетом является работа с белорусскими фармпроизводителями. РУП «Фармация» активно участвует в выполнении государственной программы импортозамещения, на прилавках государственных аптек присутствует весь спектр производимых в республике лекарственных средств и изделий медицинского назначения, доля закупок отечественной продукции составляет 41 процент.
Корр. «ГП»: Государственная аптечная сеть работает именно в интересах всех категорий населения и по сути «спасительный круг» для здравоохранения. По логике она должна иметь прерогативы в развитии…
Наталья Позднякова, заместитель генерального директора Гродненского РУП «Фармация»:
– На самом деле аптечный бизнес плохо регулируется, и открыть аптеку может кто и где пожелает. По сути каждый, кто имеет для этого деньги. Естественно, это отражается и на географии. Мы обращались неоднократно при открытии розничных торговых объектов и супермаркетов с просьбой аренды помещений к руководителям сети магазинов «АЛМИ», ООО «Евроторг», СООО «Неманстрой-инвест», УП «Динамо-Центр», ОАО «Продовольственный сервис г.Гродно» и другим. Однако помещения этими организациями предоставляются исключительно для размещения коммерческих аптек, чаще всего города Минска. Ранее мы обращали внимание городской власти, что проблема в размещении аптек существует. Но, к сожалению, нас не слышали.
Андрей Щука:
– Для открытия аптек мы за счет собственных средств приобрели четыре нежилых помещения в ОАО «Гродножилстрой». После размещения в непосредственной близости супермаркетов с аптеками одну по улице Пушкина нам пришлось закрыть из-за невостребованности, а аптека по улице Дзержинского стала убыточной. Но тем не менее мы не отказываемся от планов расширения. И они связаны с решением возложенной на государственную сеть социальной функции. К примеру, в новых микрорайонах города будет жить немало детей, которые до трех лет обеспечиваются лекарствами бесплатно. Направлены письма в ОАО «Гродножилстрой», ОАО «Гроднопромстрой» с просьбой строительства нежилых помещений или продажи небольших квартир на первом этаже для организации работы в них государственных аптек. Просим местные органы власти при разработке планов расположения социальных объектов, особенно в микрорайонах новых жилых застроек, предусматривать помещения под государственные аптеки. Кстати, формально при открытии коммерческих аптек запрашивают наше мнение, и всякий раз мы высказываемся отрицательно.
Корр. «ГП»: Но ведь должно же учитываться мнение если не аптек, то здравоохранения в целом? Ведь контроль за работой аптек всех форм собственности вроде бы возложен на Минздрав.
Наталья Антонович:
– Добро дает не здравоохранение, а местная власть. В Минздрав будущий владелец аптеки обращается уже с пакетом документов и с одобрением, к примеру, горисполкома. Но органы власти должны понимать те социальные проблемы, которые возникнут при смещении акцентов в лекарственном обеспечении населения. И прежде чем поставить подпись под разрешительным документом, надо провести мониторинг: где и кто открывает аптеку. В свою очередь мы стараемся, чтобы не только медицинскую помощь, но и аптечную службу максимально приблизить к месту жительства. Разрешено реализовывать лекарственные средства работникам сельских фапов. Причем мы требуем, чтобы в продаже было все самое необходимое и купить могли люди с разным достатком. Стараемся предоставлять «Фармации» площади в поликлиниках. А в медицинских новостройках помещения для этого предусматривать заранее.
Андрей Щука:
– Заметьте, что даже в странах Евросоюза государство участвует в регулировании деятельности аптечного бизнеса. Во Франции, Германии только фармацевт может быть владельцем аптеки, причем всего одной. И так в 15 странах: либо только фармспециалист может владеть аптекой, либо ему должна принадлежать доля бизнеса. В Португалии и Испании, помимо демографических ограничений – не менее 6000 жителей на аптеку, существуют и географические нормативы: расстояние между двумя аптеками не менее 250 метров. Во Франции одна аптека должна обслуживать не менее 2500 жителей в городах с населением до 30 тысяч человек, не менее 9000 жителей в городах с населением более 30 тысяч человек. Даже в Украине в ближайшее время будет введен новый стандарт: расстояние между аптеками не менее чем 500 метров в городах с населением до 1 миллиона жителей. Кстати, у нас в республике в свое время было нормирование расстояния между аптеками, но такую норму отменили.
Сергей Совца:
– Медицинские работники также хотели бы, чтобы размещение аптек было не только в шаговой доступности, но и поближе к месту оказания врачебной помощи. Знаю, насколько популярны аптеки «Фармации» в здании первой, четвертой и других поликлиник города. И это при том, что в непосредственной близости несколько коммерческих. Опять же, в государственных аптеках соблюдается рецептурный отпуск лекарств. В коммерческих аптеках, которые в первую очередь нацелены на прибыль, рецептурный отпуск лекарств контролируется хуже. А это способствует самолечению, которое порождает множество проблем.
Корр. «ГП»: Наши читатели нередко задают вопросы о качестве лекарственных средств. Кто это контролирует? Куда нужно обращаться, если возникнут сомнения?
Андрей Щука:
– Все лекарственные средства, поступающие для реализации, проходят обязательную проверку качества в соответствии с требованиями Минздрава. Требования одинаковы для всех юридических лиц, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность государственной и частной формы собственности. Определен перечень лабораторий, аккредитованных для проведения испытаний лекарственных средств. Такой контроль осуществляет и контрольно-аналитическая лаборатория Гродненского РУП «Фармация». Не допущено к реализации через государственную аптечную сеть в прошлом году два, в первом квартале этого года – три лекарственных препарата. В аптеках существует утвержденная процедура рассмотрения обращения пациента по качеству лекарственного средства. Со своей стороны со всей ответственностью могу заверить, что в государственную аптечную сеть некачественные, а тем более фальсифицированные лекарства не попадут.