На Немане в районе деревни Сивково проектируется база техобслуживания речного флота
Такое вынужденное решение пришлось принимать после строительства Гродненской ГЭС...
На Немане в районе деревни Сивково Гродненского района проектируется база техобслуживания речного флота.
Свистать всех наверх
Такое вынужденное решение пришлось принимать после строительства Гродненской ГЭС, не имеющей судоходного шлюза. До перекрытия Немана плотиной часть флота была переправлена в верхний бьеф и расположилась недалеко от деревни Сивково.
– 2012 год выдался для нас сложным. С перекрытием реки плотиной ГЭС был затоплен причал. Кроме того, от услуг речников отказалось руководство Гродненского комбината стройматериалов, что вкупе привело к падению объемов работ на 80 процентов,– рассказывает начальник Гродненского участка республиканского предприятия «Белводпуть» Александр Маскалевич.
Падение объемов работ не позволило поднять зарплату. Опытные судоводители начали поглядывать в сторону России. Но нынешний год стал переломным. Благо в верхнем течении Немана до плотины гидроэлектростанции запасов речного песка оказалось намного больше, чем в нижнем. С той стороны и заказчики крупные – предприятие «Тайфун», завод ЖБК, городское предприятие «Спецавтохозяйство», многие другие. Уже с начала года перевезено 63 тысячи тонн песка и столько же реализовано. Производительность труда составила 192 процента, на 60 процентов выросла зарплата, которая к концу года почти удвоится. По крайней мере, такие планы строит руководство участка.
Причалить к Сивково
Будущую базу речных судов и барж можно увидеть с недавно открытого нового моста, укоротившего путь от погранперехода Брузги до автомагистрали М-6 Минск–Гродно. В нынешнем году по программе господдержки выделены средства на проектирование базы по техническому обслуживанию речного флота в верхнем бьефе. Тендер выиграл институт «Гродногражданпроект».
На береговой полосе длиной до 400 метров разместятся грузовой причал, судоподъемное сооружение для барж и судов, ремонтные мастерские, весовая, диспетчерская и другие вспомогательные службы. А что же будет со старой базой на улице Левонабережной, которая оказалась в зоне туристско-рекреационного парка «Августовский канал» СЭЗ «Гродноинвест»? Ее судьба решится в отдаленной перспективе.
На «Ольге Соломовой» в Друскининкай
Александр Маскалевич не так давно участвовал в пробном рейсе на теплоходе «Ольга Соломова» в литовский Друскининкай. Этот рейс показал, что у городов-соседей есть реальные возможности восстановить водное сообщение, но для этого необходимо выполнить ряд условий. Главное, совместно провести работы по очистке и углублению русла Немана, убрать наиболее каменистые места. До 1992 года такая работа проводилась, а еще раньше гродненские речники работали в фарватере Немана вплоть до Каунаса.
Регулярное движение предусматривает обустройство пограничного перехода и, главное, проведение демаркации границы по фарватеру реки. Александр Маскалевич считает, что после выполнения этих процедур туристам можно предоставить возможность теплоходом из Гродно идти в Друскининкай, что займет дня два. Из Августовского канала побывать в Друскининкае можно в течение одного дня.
На вопрос, нужно ли для Гродно приобретать еще одно пассажирское плавсредство, он заметил, что «Ольга Соломова» работает далеко не на полную загрузку. На перспективу можно рассматривать как альтернативу прогулочные катера вместимостью десять и более человек, которые могут предоставить гродненцам и гостям города предприимчивые люди.
Якоря викингов
Неман на своем дне хранит тайны седой старины, свет на которые проливают находки речников. Лет сорок назад со дна его были подняты пушки царя Петра Первого, затонувшие во времена его походов на шведов. Они сейчас украшают наш историко-археологический музей. Сегодня вместе с песком на баржи поднимают ядра тех времен, мортирные бомбы, боеприпасы Первой и Второй мировых войн, шашки, винтовки, мины, гранаты и даже пуговицы. Такие находки часто обнаруживали во время реконструкции старого моста. Но больше всего найдено якорей.
– Когда набралось более четырех их разновидностей, решили устроить музей под открытым небом, – рассказывает начальник гродненского участка. – Сегодня на парапете приварено 9 якорей разных видов.
Все они почищены, окрашены и смотрятся довольно внушительно. Скажем, плоский окованный якорь скорее всего принадлежал баржам, которые когда-то доставляли зерно на Куршский залив Балтийского моря. Самый старый, по некоторым заключениям, использовали викинги, которые делали набеги и на Гродно. Подобный якорь установлен в музее Витебска.
А больше всего нашли трехпалых якорей в районе деревни Сивково. Предположительно, эти якоря держали или мост, или переправу еще с петровских времен. Вместе с якорями извлекли сваи из сосны, на которые крепились эти сооружения. Простояв в воде более чем три столетия, они сохранили свою прочность и ради эксперимента были отправлены на сушку.
Речники не против показать свой музей под открытым небом гродненским историкам. Тогда можно будет более конкретно установить предназначение и возраст его экспонатов.
Свистать всех наверх
Такое вынужденное решение пришлось принимать после строительства Гродненской ГЭС, не имеющей судоходного шлюза. До перекрытия Немана плотиной часть флота была переправлена в верхний бьеф и расположилась недалеко от деревни Сивково.
– 2012 год выдался для нас сложным. С перекрытием реки плотиной ГЭС был затоплен причал. Кроме того, от услуг речников отказалось руководство Гродненского комбината стройматериалов, что вкупе привело к падению объемов работ на 80 процентов,– рассказывает начальник Гродненского участка республиканского предприятия «Белводпуть» Александр Маскалевич.
Падение объемов работ не позволило поднять зарплату. Опытные судоводители начали поглядывать в сторону России. Но нынешний год стал переломным. Благо в верхнем течении Немана до плотины гидроэлектростанции запасов речного песка оказалось намного больше, чем в нижнем. С той стороны и заказчики крупные – предприятие «Тайфун», завод ЖБК, городское предприятие «Спецавтохозяйство», многие другие. Уже с начала года перевезено 63 тысячи тонн песка и столько же реализовано. Производительность труда составила 192 процента, на 60 процентов выросла зарплата, которая к концу года почти удвоится. По крайней мере, такие планы строит руководство участка.
Причалить к Сивково
Будущую базу речных судов и барж можно увидеть с недавно открытого нового моста, укоротившего путь от погранперехода Брузги до автомагистрали М-6 Минск–Гродно. В нынешнем году по программе господдержки выделены средства на проектирование базы по техническому обслуживанию речного флота в верхнем бьефе. Тендер выиграл институт «Гродногражданпроект».
На береговой полосе длиной до 400 метров разместятся грузовой причал, судоподъемное сооружение для барж и судов, ремонтные мастерские, весовая, диспетчерская и другие вспомогательные службы. А что же будет со старой базой на улице Левонабережной, которая оказалась в зоне туристско-рекреационного парка «Августовский канал» СЭЗ «Гродноинвест»? Ее судьба решится в отдаленной перспективе.
На «Ольге Соломовой» в Друскининкай
Александр Маскалевич не так давно участвовал в пробном рейсе на теплоходе «Ольга Соломова» в литовский Друскининкай. Этот рейс показал, что у городов-соседей есть реальные возможности восстановить водное сообщение, но для этого необходимо выполнить ряд условий. Главное, совместно провести работы по очистке и углублению русла Немана, убрать наиболее каменистые места. До 1992 года такая работа проводилась, а еще раньше гродненские речники работали в фарватере Немана вплоть до Каунаса.
Регулярное движение предусматривает обустройство пограничного перехода и, главное, проведение демаркации границы по фарватеру реки. Александр Маскалевич считает, что после выполнения этих процедур туристам можно предоставить возможность теплоходом из Гродно идти в Друскининкай, что займет дня два. Из Августовского канала побывать в Друскининкае можно в течение одного дня.
На вопрос, нужно ли для Гродно приобретать еще одно пассажирское плавсредство, он заметил, что «Ольга Соломова» работает далеко не на полную загрузку. На перспективу можно рассматривать как альтернативу прогулочные катера вместимостью десять и более человек, которые могут предоставить гродненцам и гостям города предприимчивые люди.
Якоря викингов
Неман на своем дне хранит тайны седой старины, свет на которые проливают находки речников. Лет сорок назад со дна его были подняты пушки царя Петра Первого, затонувшие во времена его походов на шведов. Они сейчас украшают наш историко-археологический музей. Сегодня вместе с песком на баржи поднимают ядра тех времен, мортирные бомбы, боеприпасы Первой и Второй мировых войн, шашки, винтовки, мины, гранаты и даже пуговицы. Такие находки часто обнаруживали во время реконструкции старого моста. Но больше всего найдено якорей.
– Когда набралось более четырех их разновидностей, решили устроить музей под открытым небом, – рассказывает начальник гродненского участка. – Сегодня на парапете приварено 9 якорей разных видов.
Все они почищены, окрашены и смотрятся довольно внушительно. Скажем, плоский окованный якорь скорее всего принадлежал баржам, которые когда-то доставляли зерно на Куршский залив Балтийского моря. Самый старый, по некоторым заключениям, использовали викинги, которые делали набеги и на Гродно. Подобный якорь установлен в музее Витебска.
А больше всего нашли трехпалых якорей в районе деревни Сивково. Предположительно, эти якоря держали или мост, или переправу еще с петровских времен. Вместе с якорями извлекли сваи из сосны, на которые крепились эти сооружения. Простояв в воде более чем три столетия, они сохранили свою прочность и ради эксперимента были отправлены на сушку.
Речники не против показать свой музей под открытым небом гродненским историкам. Тогда можно будет более конкретно установить предназначение и возраст его экспонатов.