«Не в моем характере работать вполсилы». Интервью с председателем СПК имени Деньщикова Василием Свиридом

«Не в моем характере работать вполсилы». Интервью с председателем СПК имени Деньщикова Василием Свиридом

В детстве председатель местного колхоза мне, деревенской девчонке, казался чуть ли не небожителем. И только годы спустя стала понимать, насколько нелегка ноша у того, кто в первую очередь несет ответственность и за хлеб, и за молоко, и за другие составляющие продовольственной безопасности страны, а заодно и за судьбу самой деревни-кормилицы. А насколько нужно быть преданным земле и сельчанам, чтобы вот так, как Василий Свирид, руководить хозяйством более трех десятилетий! Он из тех людей, что не гонятся за славой, а больше думают о деле, погружаются в него целиком. Как правило, результаты этого становятся заметны не сразу, нужны годы и даже десятилетия. Для Василия Афанасьевича сейчас такой период, когда ярко виден итог его неустанных трудов. СПК имени Деньщикова Гродненского района на слуху как один из лучших в области и республике.

Ответственность в наследство

– Василий Афанасьевич, вы в свое время сменили на посту человека, в честь которого сегодня названо хозяйство. А это значит, человека заслуженного, руководителя особенного. Одно дело заработать авторитет, выведя коллектив в передовики, скажем, из середнячков. И другое, как в вашем случае, делать лучше там, где и так считалось хорошо. Не робели?
– Более того. Потому и не сразу согласился. В начале восьмидесятых годов председательский корпус состоял в основном из авторитетных, очень опытных руководителей. А мне и тридцати не было. Только четыре года после окончания сельскохозяйственного института успел поработать в хозяйстве главным агрономом. Но тогдашний первый секретарь райкома партии Антонина Ивановна Белякова настояла, несмотря на все мои отговорки. Даже супругу на беседу вызвала, когда я ее несогласием попытался аргументировать свой отказ.

– А жена и вправду была против?
– Не то, чтобы категорически не соглашалась, но и восторга это у нее не вызвало. Она ведь знала, что не в моем характере работать вполсилы. Если делать дело, то по-настоящему. Будучи агрономом, с утра до ночи пропадал на работе. Понятно было, что «председательше» придется все семейные заботы тянуть на себе. А у нас тогда уже было две дочери. Да и понимала моя Вера Константиновна, что доверенное мне место не маслом помазано.

– Послевоенное поколение председателей было, как теперь все вспоминают, особого склада. Чему вы научились у вашего предшественника?

– Конкретности в любом деле. Он всегда дотошно разбирался что, как и почему. А еще Петр Иосифович всегда рвался вперед. В те времена хозяйствам очень сложно было заполучить технику. Чуть что, надо было заказывать в «Сельхозтехнике», а Деньщиков считал за лучшее иметь свою. Отправлял специалистов по всему Союзу, чтобы заполучить ее. И, главное, любил он землю. Знал, чего стоит каждый «клочок».

 Поле заботы

– Наверное, за три десятилетия и вы все колхозные владения изучили?
– Изучил, хотя сейчас у нас более восьми тысяч гектаров пашни. По сравнению с восьмидесятыми годами площади увеличились в два с половиной раза. Четыре года как к нам присоединили соседнее хозяйство с центром в Индуре. Успели уже и это дополнение хорошо просмотреть, сейчас анализируем, решаем, как повысить плодородие.

– И каковы были тогда председательские заботы, насколько отличаются от нынешних?
– Да забота одна и та же – о хлебе, молоке… И тридцать лет назад как и сейчас, решали ее командой. Специалисты были опытные, хотя и не столь образованные, как сейчас. Но пусть это не прозвучит в укор нынешним труженикам, исполнительская дисциплина, ответственность за дело были выше. И эта надежная опора помогала преодолевать все трудности. Помню, первый год выдался очень тяжелым: дождливым, неурожайным. Уборку тогда завершили, теперь это и представить трудно, только девятого сентября. Но, как говорится, ни у кого руки не опустились.

– А в приоритетах руководителя хозяйства есть какие-то изменения? Что сегодня особенно важно?

– Нужны в первую очередь новые знания. Научно-технический прогресс дошел и до села, и надо идти с ним в ногу. Если хочешь добиться результата. Я своих специалистов не раз посылал за опытом, даже в заграничные командировки. Сам тоже много ездил. Это очень результативно. К примеру, не уродил у нас озимый рапс. В позапрошлом году отправил за знаниями в Европу агронома, в прошлом агрохимика. Вернулись, говорят мне: знаем секрет, да только дополнительных расходов это требует, навряд ли согласитесь. А я им: давайте попробуем. В прошлом году урожайность была уже сорок центнеров с гектара, в этом году почти шестьдесят. Если не будет идей, если сидеть сложа руки, в хлеборобском, как и в любом другом деле, никакого движения вперед не будет.

– Поэтому вы и решили заняться наукой? Я слышала, недавно защитили кандидатскую диссертацию. По какой теме?

– Наука меня всегда привлекала, в студенчестве ею занимался. Уже работая в хозяйстве, сдал кандидатский минимум в институте земледелия, была перспектива стать ученым. Но нужно было направление из райкома партии. Антонина Ивановна Белякова не согласилась ни под каким предлогом. Мол, мне в районе нужны хорошие кадры и точка. Так вот научное дело на долгие годы и отложилось. А тема моей нынешней диссертации связана с животноводством, хотя вузовский диплом у меня специалиста по защите растений. Но ведь руководитель хозяйства должен во всем очень хорошо разбираться. Мы выращиваем и используем в кормлении животных такую высокобелковую культуру как румекс, полученную учеными как смесь щавеля и шпината. В соседней Украине и в Казахстане она в ходу, у нас недооценивается. А я доказываю, что зря.

 Аргумент в пользу дела


– Часто доводится действовать вопреки общепринятому?
– Руководствуюсь прежде всего аргументами в пользу дела. А популярно это или нет в целом, значения не имеет. Вот, к примеру, сегодня многие отрицают выгул скота, а у нас он организован на всех фермах, даже зимой устраиваем прогулки. Сохранили прогоны. Движение, свежий воздух, солнышко – это и животному по нутру. Мы первыми построили свиноферму по датской технологии. Кстати, у нас все фермы модернизированы, четыре современных доильных зала.

Планируем еще одно здание для откорма на три тысячи голов свиней, и будет замкнутый цикл. Есть задумки по расширению дойного стада. Ферму на семьсот голов построили почти без кредитов, за свои средства.

Сегодня под садом 130 гектаров. В этом году заканчиваем строительство фруктохранилища на две тысячи тонн. Такое строительство – удовольствие дорогое, но зато люди будут заняты круглый год. Есть задумки и по организации переработки.

– Слышала, у вас даже своя электростанция есть?
– Да, ГЭС на Свислочи. В 1948 году построили, оборудование было передано из Австрии. А в начале шестидесятых, когда началась массовая электрификация, станцию закрыли. Потом даже охрану сняли. Мы восстановили здание, поставили генераторы. В прошлые годы выработка была 700-800 тысяч киловатт. Получаем таким образом тридцать процентов энергии, нужной хозяйству.

Агрогородское притяжение

– Хватает ли работников для такого всеобъемлющего колхозного хозяйства? Ведь от вас до города рукой подать.
– Нет проблем с кадрами. Хотя заглядываю в будущее с некоторой тревогой. Огорчился, когда узнал, что в этом году не добрали студентов в сельскохозяйственные вузы республики, и пришлось продлевать прием документов. Хотя нашему гродненскому аграрному университету эта мера не потребовалась. Мне кажется, сыграл свою роль высокий уровень подготовки кадров. А уж потом дело хозяйств, как эти кадры закрепить. Мы для этого создаем все условия. Возьмем тех же доярок. Работают посменно, оборудование на фермах современное, зарплата под десять миллионов. Конечно, работать непросто, день несколько разорван. Но ведь в любом месте, чтобы хорошо жить – надо хорошо и много работать.

– Из своих наблюдений: на селе уже далеко нет такого трудового энтузиазма, как некогда. Помню, каким огромным было в родительской деревне частное стадо. Сейчас коров на подворьях по пальцам пересчитаешь.

– Мы ведение личного подсобного хозяйства всемерно поощряем. Но опять же – люди получают по труду. Своим работникам, которые держат корову, сено с доставкой на дом. Зерно выделяем бесплатно, но в расчете на заработанный рубль. Пенсионерам – по себестоимости. По полторы и больше тонны зерна в прошлые годы выдавали. Это солидная помощь.

Профессии и профессионалы

– Знаю, что и ваши дети выбрали деревню на жительство. Не так давно в составе президиума областного совета женщин была в Луцковлянской школе, где директором ваша дочь. Кстати, всем гостям там понравилось.
– Валентина с отличием окончила Гродненский университет и всю жизнь работает с детьми. Это у нее хорошо получается, хотя в современной школе работать, а тем более директорствовать, очень непросто. В городе у меня только дочь Светлана. Но она со школьной скамьи мечтала работать в милиции, так в сочинениях и писала. Честно говоря, продолжателем хлеборобской традиции, а я сам из семьи хлеборобов – простых крестьян, видел своего сына. В детстве он любил ездить со мной по хозяйству и очень интересовался делом. Особенно с экономической точки зрения. Но компьютер изменил все планы: выучился на программиста. Теперь надежда на внуков ( Улыбается).

– Один ваш внук, знаю, подает надежды как футболист.

– Играет в дублирующем составе нашего «Немана». Надеюсь, достигнет вершин.

– А как вы к спорту относитесь?
– В свое время имел второй разряд в беге на три километра, такой же – по футболу. Играл за сборную сельхозинститута. Наше хозяйство спонсировало женскую футбольную команду «Нива», которая выступала и даже заняла четвертое место в чемпионате СССР. Теперь поддерживаем команду «Нива-Белкард». Да и спортивные инициативы тружеников хозяйства только приветствуются. Проводим праздники, обязательно в программе спортивная часть. Недавно отмечали 600-летие Индуры. На местном стадионе прошла встреча команды ветеранов и сборной района. Очень увлекательный получился поединок. И, кстати, праздник вышел замечательный. Мы в благоустройство Индуры за два последних года вложили около пяти миллиардов рублей. Приятно, что люди это оценили. Уверен, теперь сами будут наводить и поддерживать порядок. Люблю, когда в деревнях на подворьях красиво.

 Живут красиво

– Не случайно ваша жена стала победительницей первого конкурса «Хозяйка усадьбы – хозяйка страны», который проводит областная организация Белорусского союза женщин. У вас подворье прямо сказочное.
– Это все забота и фантазия жены. Всегда любила наводить красоту у дома, но когда работала агрономом- семеноводом в хозяйстве и растила детей, времени было мало. А вышла на пенсию – занялась вплотную. Телепередачи смотрит, журналы выписывает – глядишь, что-то новое на подворье и появляется. Все время сама трудится. Я даже иногда, зная об ее здоровье, советую умерить пыл. Но в ответ слышу, что ей нравится. Да, честно сказать, и мне эта красота по душе. Только участвовать в созидании нет времени.

– Судя по профессии вашей жены, могу предположить, что в институте учились вы вместе. Чем приворожила Вас Вера Константиновна?
– Учились в Гродненском сельскохозяйственном институте, на одном курсе, но в разных группах. Я приехал с Пинщины, она из Обухово. Сразу приметил: высокая, стройная, волосы до пояса… На третьем курсе поженились. А когда заканчивали учебу, в семье уже были две дочери. Сын родился спустя десять лет.

– О супружестве в народе говорят: что за хорошим кустиком травка зеленеет.
– Вы имеете в виду положение жены председателя? Не думаю, что для Веры Константиновны этот статус облегчал жизнь. И дом, и дети были в основном на ее плечах. Кстати, воспитывала она ребят в строгости. И теперь соберутся, так при случае подчеркивают, что мама держала в ежовых рукавицах. Дочери окончили и школу, и институт с отличием. Честно скажу, в вузе в годы учебы детей я ни разу не был.

– У каждого человека, тем более руководителя, в жизни есть чем гордиться? Что из сделанного больше всего радует Вас?
– Как-то над этим не задумывался. Хотя многие моменты радуют. Вот раньше в Луцковлянах жили 140 человек, сейчас в пять раз больше. Агрогородок со всеми условиями: газ, канализация, отопление, современные баня, клуб и другие объекты. Как уже говорил, до такого уровня подтягиваем Индуру. Жить на селе не хуже, чем в городе. И это, думаю, самое главное, для этого и работаем.
Редакция газеты «Гродненская правда»