Лев Бакст: художник, чьи корни – в Гродно, а искусство – в мире

Стиль Льва Бакста – это насыщенные и контрастные цвета.

photo_2025-03-16_19-12-18.jpg

У Гродно много тайн. Одна из них спрятана совсем рядом с одной из самых известных достопримечательностей – пожарной каланчой. Стоит свернуть на Замковую, 21 – и перед вами оживает мир театра, экзотики и загадочного искусства. Здесь на стенах можно встретить уличные репродукции работ Льва Бакста – художника, который в буквальном смысле нарисовал новую эпоху в искусстве. 

Глядя на эти изображения, кто-то сразу вспомнит, что этот человек родился именно здесь, в Гродно, в 1866 году. Тогда он был просто Лейбом-Хаимом Розенбергом, мальчиком из ортодоксальной еврейской семьи. И никто представить не мог, что он станет звездой художественного мира и однажды перевернет представление о театральной сцене. Впрочем, он и сам этого не знал. Пока…

Кто ты, Бакст?

Гродно был уютным и родным, но семья Бакста мечтала о большем. Его дед по материнской линии, уважаемый коммерсант Бакстер, снабжал российскую армию сукном, а его положение при дворе открывало двери в столичную жизнь. Санкт-Петербург звал возможностями, перспективами, блеском имперской столицы.  

В то время еврейские семьи в Российской империи были ограничены в правах на проживание за пределами черты оседлости. Но уважаемый коммерсант Бакстер нашел хитрый способ: усыновил собственного зятя, тем самым обеспечив семье возможность покинуть черту оседлости и перебраться в Петербург, который был центром культуры, науки и торговли.

photo_2025-03-16_19-11-25.jpg

photo_2025-03-16_19-11-50.jpg

photo_2025-03-16_19-11-45.jpg

К слову, бабушка художника в последний момент отказалась уезжать, испугавшись поезда и назвав его «чертом». Так она осталась в родном городе, став последней из семьи, кто доживал свой век в Гродно.  

Человек, который «раскрасил» театр  

Но даже в столице юному Льву не сразу дали свободу творить. Отец, следуя строгим предписаниям Торы, не одобрял его увлечение рисованием. Однако дедушка снова пришел на помощь: не просто поддержал внука, но и отправил его работы в Париж к знаменитому российскому скульптору Марку Антокольскому. Ответ мэтра был недвусмысленным – талант несомненен, путь Бакста лежит в Академию художеств.

В 1883 году Лев Бакст поступил вольнослушателем в Петербургскую Академию художеств. Ее он так и не окончил: быстро понял, что классическая живопись – не его путь. Художник искал что-то другое, более живое. Взял себе псевдоним «Бакст» – в знак преклонения перед старшими родственниками по материнской линии, лаконично сократив фамилию бабушки и дедушки – Бакстер. Новое имя звучало как билет в новый мир.  

Этот билет вскоре привел его в Париж. Настоящая слава пришла к нему, когда он стал работать с Сергеем Дягилевым и его «Русскими сезонами», самыми известными в мире театральными гастролями. Париж знал балет, но не знал его таким. Будучи художником балета, Бакст создавал костюмы, которые сами по себе рассказывали историю. Его кисть оживила балет. До него сцена была серой, костюмы – скучными, а декорации – простыми. Бакст взял краски, вдохновился востоком и сделал театр местом магии. Балерины в его нарядах больше не просто танцевали – они сияли, они рассказывали историю с помощью цвета.

Когда зрители впервые увидели его работу в «Шахерезаде» (1910), они ахнули. Это был театр, какого никто еще не видел. Яркие восточные узоры, золото, изумрудные и рубиновые оттенки, ткани, струящиеся, как вода. Декорации Бакста делали спектакль не просто танцем, а зрелищем, от которого невозможно оторваться.  

Затем была «Жар-птица», «Спящая царевна», «Дафнис и Хлоя»… Его стиль становился все более узнаваемым. Художники вдохновлялись его работами, мода подхватывала его идеи. 

photo_2025-03-16_19-11-54.jpg

photo_2025-03-16_19-11-53.jpg

photo_2025-03-16_19-11-59.jpg

Особенности стиля Бакста 

Стиль Льва Бакста – это насыщенные и контрастные цвета (глубокие синие, изумрудные, золотые и пурпурные оттенки), восточные мотивы, динамичные композиции и выразительные линии. Его работы сочетают в себе элементы модерна, ориентализма и символизма.

Бакст оказал огромное влияние на моду, театр и искусство XX века, став символом эпохи Серебряного века.

Может, и прославился в парижских салонах, но его корни – в уютном Гродно, где узкие улочки помнят шаги его предков. Здесь, среди переплетающихся культур, он, возможно, впервые впитал ту любовь к орнаменту, к ярким краскам, к сказке, что потом заиграла в его костюмах и декорациях.  

photo_2025-03-16_19-12-05.jpg

photo_2025-03-16_19-12-03.jpg

photo_2025-03-16_19-12-10.jpg

photo_2025-03-16_19-12-12.jpg

photo_2025-03-16_19-12-15.jpg

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Редакция газеты «Гродненская правда»