«Майский вальс», «Письмо из 45-го», «Полька беларуская» – какие песни Игоря Лученка известны всей стране

«Майский вальс», «Письмо из 45-го», «Полька беларуская» – какие песни Игоря Лученка известны всей стране

Игорь Лученок работал в разных жанрах – вокально-симфоническом, камерно-инструментальном, камерно-вокальном. Именно ему принадлежит музыка гимна Союзного государства Беларуси и России. Кроме того, каждый час куранты на Минской ратуше отбивают мелодию «Песні пра Мінск».

Однако большинство знает его как автора песен, их в творческой биографии белорусского композитора – более четырех сотен. Из произведений Игоря Лученка формировались репертуары оркестра Михаила Финберга, ансамблей «Песняры», «Сябры», «Верасы», «Шпакi», Иосифа Кобзона, Софии Ротару, Валентины Толкуновой, Марии Пахоменко, Льва Лещенко, Виктора Вуячича, Эдуарда Хиля, Татьяны Петровой и многих-многих других. 

Хитами стали «Спадчына», «Журавли на Полесье летят», «Алеся», «Дорогие мои земляки», «Полька белорусская», «Журавли», «Мой родны кут», «Если б камни могли говорить», «Майский вальс»… 

«Алеся» на музыку Игоря Лученка и стихи Аркадия Кулешова (Пайшла, ніколі ўжо не вернешся, Алеся. // Бывай смуглявая, каханая, бывай. // Стаю на ростанях былых, а з паднябесся // Самотным жаўранкам звініць і плача май) впервые прозвучала в 1972 году в исполнении ансамбля «Песняры». Именно она – на белорусском языке, в отличие от другой знаменитой – уже «Олеси» про кудесницу леса, исполнил которую Анатолий Ярмоленко значительно позже. Ставшая настоящим хитом, «Алеся» и сегодня является одной из визитных карточек ансамбля «Песняры». 


К слову, у «Алеси» из стихотворения Кулешова есть прототип – Алеся Корыткина, с которой они познакомились в 1925 году совсем детьми: девочке было 13, ему – всего 11. Всю жизнь образ Алеси присутствовал в поэзии Кулешова как образ первой любви, символ далекой юности, даже детства. Известно, что Кулешов начал писать стихи очень рано, еще ребенком. Будущий хит «Песняров» он написал в 14 лет. Кстати, с прототипом лирической Алеси поэт позже общался. Но, как вспоминали его близкие, с первой после долгой разлуки встречи он убежал, когда неожиданно для себя увидел не ту прекрасную девочку, а взрослую женщину.

«Спадчына» – еще один пример того, что Игорь Лученок очень любил белорусскую поэзию и не раз обращался к произведениям поэтов. И еще один хит «Песняров».



Финалистом «Песни года» в 1985 году стала композиция «Майский вальс». Автор музыки – Игорь Лученок, автор слов – Михаил Ясень. Впервые она прозвучала в эфире практически под бой курантов, а точнее, 30 декабря 1985 года в исполнении народного артиста Беларуси Ярослава Евдокимова. С тех пор она звучит каждый год во время торжественных мероприятий 9 Мая. Кроме того, она вошла в ТОП 100 величайших белорусских песен.

и1.jpg

«Я видел смерть не раз, смотрел в глаза убитых врагов и видел мертвых наших бойцов… Вот почему родились мои песни о войне и Победе» – говорил поэт-фронтовик. Текст стихотворения сразу понравился Игорю Лученку. И буквально через несколько дней мелодия была готова. Как вспоминал композитор, он многим обязан Михаилу Ясеню: «Вообще, в таком непростом деле, как создание песни, многое зависит от текста. Талантливый, сердечный стих воспламеняет композитора, вызывает у него горячие ответные чувства, дает толчок творческой мысли».

«Майский вальс», вспоминал Игорь Лученок, был написан им еще и для мамы: «Папа и мама очень хотели, чтобы я стал музыкантом. И, что самое интересное, что моя мама любила вальсы Штрауса. И я ей потом написал «Майский вальс» – «… помнит Вена, помнят Альпы и Дунай». А папа любил «Полонез» Огинского. И вот от этого корни национальных белорусских песен — «Зачарованная», «Мой родной кут» и т. д.». 



В 1983 году в финале «Песни года» прозвучала песня «Письмо из 45-го» Игоря Лученка и Михаила Ясеня. И вновь в исполнении Ярослава Евдокимова.



Позже ее исполняли и другие известные артисты, в том числе Эдуард Хиль, Юрий Богатиков, Иосиф Кобзон. Проникновенная, до глубины души, она и сегодня многих, кто ее слышит, даже из поколения, не знавшего войны, смахивают слезы с глаз. А Евдокимов даже вспоминал, как не однажды не мог исполнить «Письмо из 45-го» до конца: «Однажды мне довелось петь в Боровлянах, в госпитале для инвалидов Отечественной войны. Пел им вот эту самую… «Письмо из сорок пятого». В зале – жуткая тишина. В зале — люди без рук, без ног. Они смотрели на меня и… плакали. Я не допел… не допел до конца, сам расплакался…». Такое бывает, только если в произведении соединились сразу несколько гениев – поэт, композитор и исполнитель. 

и3.jpg

Пожалуй, самым известным произведением Алеся Ставера стало стихотворение «Жураўлі на Палессе ляцяць». Вдохновившись красотой поэтических строчек, Игорь Лученок написал музыку, превратив «Журавлей» в песню.



Сегодня ее даже нередко называют лирическим гимном Беларуси.

И еще одна песня Лученка звучала в свое время повсеместно. 45 лет назад фашиствующая хунта Пиночета убила чилийского певца, коммуниста Виктора Хару. Вскоре Борис Брусников написал стихи, которые положил на музыку Игорь Лученок. «Песня памяти Виктора Хары», или «Расстрелянная песня», впервые песня прозвучала в исполнении Виктора Вуячича. А в конце 70-х «Песняры» исполнили ее на фестивале политической песни «Красная гвоздика» в Сочи: «Больно гитаре, пуля задела, // Стынет мотив на высокой волне …».



Мелодии Игоря Лученка звучат и в фильме «Рудобельская республика», эпизоды которого снимались в Гродно.