Военный дирижер из Гродно коллекционирует музыкальные инструменты
Чтобы освоить волынку, профессиональному музыканту Андрею Петровичу потребовалось полгода. А еще он узнал, что в этом инструменте есть «25-й кадр».
Военный дирижер, начальник оркестра 6-й гвардейской механизированной бригады Андрей – обладатель небольшой, но очень интересной коллекции музыкальных инструментов. Кроме шотландской волынки, есть у него шалюмо, дудук, окарина и сопилка. Как они звучат, можно услышать на концертах оркестра. Например, произведение с шотландской волынкой звучало во время плац-концерта на День Независимости. Играли белорусскую, украинскую и русскую народную музыку.
– Во время учебы в Военном институте военных дирижеров в Москве посчастливилось познакомиться с преподавателем, заслуженным артистом России Вениамином Мясоедовым, который не только коллекционирует инструменты разных народов, но и мастерски владеет ими. В общем, настоящий человек-оркестр, – вспоминает Андрей. – Его выступление меня, еще первокурсника, очень впечатлило. Стало самому интересно освоить необычные инструменты. И начал я с шалюмо. Это предок современного кларнета и саксофона. Появился он в Древнем Египте около 2700 лет до нашей эры. Изготавливается из специального красного дерева. За свой чарующий звук инструмент получил большое распространение, в том числе на Востоке.
Он на самом деле завораживает, окутывает, словно отгораживает от окружающего мира – недаром эту музыку называли музыкой для успокоения. А играть на шалюмо можно самые разные мелодии, в том числе современную инструментальную музыку.
Прекрасно звучит с духовым оркестром и большая шотландская волынка, давняя мечта Андрея. Правда, она не так проста, как может показаться на первый взгляд.
– Самое любопытное, что строй современной шотландской волынки – 446 Гц, а все классические музыкальные инструменты настраиваются в 440 Гц. Изготавливается волынка в тональности си-бемоль мажор. Получается, что тональность ее расположена почти посередине между си-бемоль и си-бекар, что дает ощущение появления 25-й тональности, помимо известных нам 24-х классических. Это действует на слушателя как «эффект 25-го кадра». Когда начал заниматься на волынке, поначалу даже немного расстроился: планировал играть вместе с оркестром, а тут вдруг понял, что ее звучание совершенно не подходит под нашу игру. Пришлось поискать решение.
Волынка хоть и духовой инструмент, но уж очень своеобразна по технике игры на ней. Профессиональные музыканты поймут, а для тех, кто знает об инструментах примерно то же, что и я, поясню. Есть у волынки так называемый бурдюк, который во время игры наполняется воздухом. Этот бурдюк сжимается предплечьем левой руки, чтобы создать тот самый непрерывный поток воздуха, который и лежит в основе звука. Чтобы звук был ровным, сжимать надо ровно настолько, сколько воздуха в этот бурдюк вдувается ртом. В общем, задача совсем не из легких.
Еще одна сложность для музыканта – научиться играть не подушечками пальцев, как это обычно, а средними фалангами. Андрей вспоминает, что первое время плохо чувствовал игровые отверстия на гантаре, пришлось развить повышенную чувствительность средних фаланг пальцев.
– Думал, волынку освою за месяц. В итоге понадобилось полгода. Чтобы владеть волынкой в совершенстве и стать виртуозом, понадобится год или больше.
И это, напомню, для профессионального музыканта, который с детства играет на духовых инструментах.
Есть в коллекции Андрея и дудук, на котором он пока не играет. Этот инструмент за сотни лет своего существования совершенно не изменился. С виду чем-то напоминает дудочку. На деле – намного сложнее. Учитывая опыт с волынкой, на его освоение музыкант дает себе год. У сопилки или шалюмо, например, все относительно просто: открыл пальцем игровое отверстие – получил ноту. Здесь разные ноты получаются в зависимости от того, больше или меньше мы приоткрываем отверстие. Разница – в миллиметрах. А еще у дудука есть такая деталь, как трость, которая состоит из двух лепестков. В обычном состоянии щелочка межу ними едва видна. А вот если поместить трость в воду на 10–15 минут, лепестки начнут раскрываться – и инструмент зазвучит. Правда, не сразу красиво. Дудук надо «разыграть»: тростник набирает влагу, и трость постепенно раскрывается, меняя строй. В процессе игры приходится специальным хомутиком поджимать трость, чтобы музыкальный строй оставался неизменным. Впрочем, это нужно только для исполнения современных мелодий. Хотите услышать дудук в его первобытном звучании – прочь хомутик.
Самый древний инструмент в небольшой коллекции Андрея Петровича – окарина, которая изготавливается из глины. Ее Андрей любит за первобытность. Возраст окарин – 12 тысяч лет, и за это время инструмент совершенно не изменился, поэтому и звуки его первобытные, точно такие, как несколько тысячелетий и столетий назад. Более молодой инструмент – сопилка, которую еще называют пастушковым инструментом.
– Наша история, в том числе и музыкальная, очень богатая. Мне безумно интересно не только самому узнавать ее, но и делиться этим со слушателями. Когда довелось выступать в Московской консерватории имени Чайковского, подходили музыканты и спрашивали, что это за инструменты, – рассказал Андрей. – Интересны они и людям, которые не связаны с музыкой профессионально. Ведь эти инструменты, из которых вышло современное исполнительство, создавали наши предки. Сегодня они завораживают слушателя – сколько раз такое наблюдал! Думаю, звуки воздействуют на нашу генетическую память. Мне самому доставляет огромное удовольствие играть на этих инструментах. И очень здорово, что их могут увидеть и услышать гродненцы на наших концертах.
Военный дирижер, начальник оркестра 6-й гвардейской механизированной бригады Андрей – обладатель небольшой, но очень интересной коллекции музыкальных инструментов. Кроме шотландской волынки, есть у него шалюмо, дудук, окарина и сопилка. Как они звучат, можно услышать на концертах оркестра. Например, произведение с шотландской волынкой звучало во время плац-концерта на День Независимости. Играли белорусскую, украинскую и русскую народную музыку.
– Во время учебы в Военном институте военных дирижеров в Москве посчастливилось познакомиться с преподавателем, заслуженным артистом России Вениамином Мясоедовым, который не только коллекционирует инструменты разных народов, но и мастерски владеет ими. В общем, настоящий человек-оркестр, – вспоминает Андрей. – Его выступление меня, еще первокурсника, очень впечатлило. Стало самому интересно освоить необычные инструменты. И начал я с шалюмо. Это предок современного кларнета и саксофона. Появился он в Древнем Египте около 2700 лет до нашей эры. Изготавливается из специального красного дерева. За свой чарующий звук инструмент получил большое распространение, в том числе на Востоке.
Он на самом деле завораживает, окутывает, словно отгораживает от окружающего мира – недаром эту музыку называли музыкой для успокоения. А играть на шалюмо можно самые разные мелодии, в том числе современную инструментальную музыку.
Прекрасно звучит с духовым оркестром и большая шотландская волынка, давняя мечта Андрея. Правда, она не так проста, как может показаться на первый взгляд.
– Самое любопытное, что строй современной шотландской волынки – 446 Гц, а все классические музыкальные инструменты настраиваются в 440 Гц. Изготавливается волынка в тональности си-бемоль мажор. Получается, что тональность ее расположена почти посередине между си-бемоль и си-бекар, что дает ощущение появления 25-й тональности, помимо известных нам 24-х классических. Это действует на слушателя как «эффект 25-го кадра». Когда начал заниматься на волынке, поначалу даже немного расстроился: планировал играть вместе с оркестром, а тут вдруг понял, что ее звучание совершенно не подходит под нашу игру. Пришлось поискать решение.
Волынка хоть и духовой инструмент, но уж очень своеобразна по технике игры на ней. Профессиональные музыканты поймут, а для тех, кто знает об инструментах примерно то же, что и я, поясню. Есть у волынки так называемый бурдюк, который во время игры наполняется воздухом. Этот бурдюк сжимается предплечьем левой руки, чтобы создать тот самый непрерывный поток воздуха, который и лежит в основе звука. Чтобы звук был ровным, сжимать надо ровно настолько, сколько воздуха в этот бурдюк вдувается ртом. В общем, задача совсем не из легких.
Еще одна сложность для музыканта – научиться играть не подушечками пальцев, как это обычно, а средними фалангами. Андрей вспоминает, что первое время плохо чувствовал игровые отверстия на гантаре, пришлось развить повышенную чувствительность средних фаланг пальцев.
– Думал, волынку освою за месяц. В итоге понадобилось полгода. Чтобы владеть волынкой в совершенстве и стать виртуозом, понадобится год или больше.
И это, напомню, для профессионального музыканта, который с детства играет на духовых инструментах.
Есть в коллекции Андрея и дудук, на котором он пока не играет. Этот инструмент за сотни лет своего существования совершенно не изменился. С виду чем-то напоминает дудочку. На деле – намного сложнее. Учитывая опыт с волынкой, на его освоение музыкант дает себе год. У сопилки или шалюмо, например, все относительно просто: открыл пальцем игровое отверстие – получил ноту. Здесь разные ноты получаются в зависимости от того, больше или меньше мы приоткрываем отверстие. Разница – в миллиметрах. А еще у дудука есть такая деталь, как трость, которая состоит из двух лепестков. В обычном состоянии щелочка межу ними едва видна. А вот если поместить трость в воду на 10–15 минут, лепестки начнут раскрываться – и инструмент зазвучит. Правда, не сразу красиво. Дудук надо «разыграть»: тростник набирает влагу, и трость постепенно раскрывается, меняя строй. В процессе игры приходится специальным хомутиком поджимать трость, чтобы музыкальный строй оставался неизменным. Впрочем, это нужно только для исполнения современных мелодий. Хотите услышать дудук в его первобытном звучании – прочь хомутик.
Самый древний инструмент в небольшой коллекции Андрея Петровича – окарина, которая изготавливается из глины. Ее Андрей любит за первобытность. Возраст окарин – 12 тысяч лет, и за это время инструмент совершенно не изменился, поэтому и звуки его первобытные, точно такие, как несколько тысячелетий и столетий назад. Более молодой инструмент – сопилка, которую еще называют пастушковым инструментом.
– Наша история, в том числе и музыкальная, очень богатая. Мне безумно интересно не только самому узнавать ее, но и делиться этим со слушателями. Когда довелось выступать в Московской консерватории имени Чайковского, подходили музыканты и спрашивали, что это за инструменты, – рассказал Андрей. – Интересны они и людям, которые не связаны с музыкой профессионально. Ведь эти инструменты, из которых вышло современное исполнительство, создавали наши предки. Сегодня они завораживают слушателя – сколько раз такое наблюдал! Думаю, звуки воздействуют на нашу генетическую память. Мне самому доставляет огромное удовольствие играть на этих инструментах. И очень здорово, что их могут увидеть и услышать гродненцы на наших концертах.