«Я все еще студент, только с большим опытом». Старейший скульптор Гродно Анатолий Салятыцкий отметил юбилей
25 августа Анатолий Иосифович отметил 85-летний юбилей.
Мастер, который оживляет историю
85-летний юбилей отметил старейший скульптор Гродно Анатолий Салятыцкий, чьи работы украшают города и музеи страны.Есть мастера, чье творчество становится частью пространства города, вплетается в его улицы и площади, превращаясь в их голос и память. Таким человеком для Гродно уже много десятилетий является Анатолий Салятыцкий – скульптор, чьи работы знают и узнают даже далеко за пределами областного центра. 25 августа Анатолий Иосифович отметил 85-летний юбилей. И по сей день он продолжает творить, как в юности.
Чтобы понять, откуда рождаются его памятники и бюсты, стоит заглянуть в мастерскую. Мы встречаемся в просторном помещении, где высокие окна пропускают мягкий свет, заливая им деревянные столы с инструментами. Здесь витает особый запах – смесь свежей глины и гипса словно пропитывают воздух и создают ощущение творческого процесса. На полках расположились бюсты – больших и маленьких размеров. В углу стоит незавершенная фигура – пока еще без окончательной формы, но уже ощущается характер, присущий каждой работе Анатолия Иосифовича. Именно среди этих эскизов и макетов рождаются идеи, которые потом обретают жизнь в мемориалах и памятниках.
Поворот в горах Джунгарии
Анатолий Салятыцкий родился в 1940 году в деревне Слободка Пружанского района. Его детство было послевоенным: мужики возвращались с фронта, приносили с собой истории и привычки военных лет. Во дворе стояли разбитые машины, пахло соляркой и смазкой: в деревне ремонтировали технику.– Мы, пацаны, все это видели и слышали. Кто-то играл в войну, а кто-то, как я, больше наблюдал, запоминал лица. У меня рано появилась привычка всматриваться в людей, – вспоминает он.
В школе он был активистом: писал заметки для стенгазеты, рисовал плакаты, карикатуры. Но о профессии скульптора тогда даже не думал – мечтал быть журналистом.
В 1957 году Анатолий получил комсомольскую путевку в Казахстан – на строительство дороги в горах Джунгарии. Работа была тяжелая: камни, бетон; то палящее солнце, то вихревой ветер. Но именно там он впервые увидел лепную мастерскую. Мастера из гипса и глины делали архитектурный декор для зданий. Анатолий стал заглядывать туда по вечерам. Сначала просто помогал, потом попробовал лепить.
– У меня получалось. Я не знал тогда правил, но чувствовал форму руками, – говорит он.
Однажды старший мастер Труфанов посмотрел на его работы и сказал: «Ты будешь скульптором». С этого момента в жизни Салятыцкого появилась глина.
Даже во время службы в армии его умение лепить оказалось нужным. Будущему скульптору повезло: он попал в часть, где ценили художественные умения. Ему поручили оформлять клуб, делать стенды, лепить портреты командиров. Однажды пришел приказ отреставрировать старый памятник погибшим солдатам. Это был его первый опыт работы с мемориалом.
После службы Анатолий Салятыцкий решился поступать в Белорусский государственный театрально-художественный институт. Конкурс был жестокий – 110 человек на место, но он прошел.
– Помню: сидим мы, все нервные. Результаты вывешивают, и я ищу глазами свою фамилию. Когда увидел, колени подогнулись. Это был момент, когда понял: дорога открыта, – вспоминает он.
Учеба длилась шесть лет. Это было время не только работы в мастерской, но и глубокого погружения в культуру. Лекции по истории искусства, походы в музеи, бесконечные этюды и зарисовки. Студенты спорили о композиции, цитировали стихи, копировали античные бюсты.
Камень, привезенный издалека
В 1972 году Анатолий Салятыцкий переехал в Гродно. Скульпторам выделили мастерские в здании старой синагоги – потолки в 11 метров, идеальные условия для монументалиста, пространство для больших замыслов. Так началась новая глава.С тех пор в регионе появились десятки его работ – мемориалы, бюсты, памятные доски, без которых трудно представить художественный облик Гродненщины. Каждая скульптура автора – это отдельная история. Особое место в его творчестве занимает тема войны.
Одним из таких проектов стал памятник «Белорусская колыбельная» в деревне Глиняны, что в Гродненском районе. Два «обугленных» столба, между которыми – мать, колышущая ребенка. На постаменте – несколько строк текста, написанного самим автором. Когда проект показали комиссии на утверждение, зал аплодировал стоя.
– Иногда несколько слов могут сделать камень живым, – считает скульптор.
Среди других известных работ автора – памятник воинам-интернационалистам, установленный в городском сквере по улице Курчатова в Гродно. Гранит, сросшийся с бронзовыми силуэтами солдат, автор лично привез из Бишкека. В 1985 году монумент был установлен и с тех пор стал одним из самых известных в городе.
Композиции «Знаменосец» и «Непокоренная», памятник Иосифу Филидовичу в Дятлово – селянину из деревни Пуща Липичанская, который повторил подвиг Ивана Сусанина в годы Великой Отечественной войны, бюсты Притыцкого, Карбышева и многие другие известные работы Анатолия Иосифовича рассказывают о людях, чьи судьбы формировали историю страны, о героическом прошлом Беларуси.
Театр жизни
Для Салятыцкого скульптура – это язык эмоций. Он не ограничивается внешней формой: для него важны внутренние конфликты, напряжение, которое делает фигуру живой. Даже в мемориалах, где тема трагическая, он ищет момент надежды, движения, дыхания. Часто говорит о том, что скульптура для него – это театр, где каждая фигура – актер, а каждая композиция – сцена. Его вдохновение во многом черпается из литературы и драматических произведений.Стиль Салятыцкого можно описать как реалистический с психологическим напряжением. Он избегает сухой академичности и декоративности. Фигура всегда «живет», даже если она неподвижна: маленький изгиб руки, наклон головы, взгляд в сторону, словно ожидающий ответа.
Именно поэтому его работы не просто украшают площади и парки – они заставляют остановиться, задуматься, прочувствовать. Каждая композиция – мини-театр, где зритель становится свидетелем судьбы, истории, эмоции. И именно эта способность заставлять людей чувствовать, сопереживать и задумываться делает его искусство вечным.
85 лет и новые планы
Свой юбилей Анатолий Иосифович встретил в мастерской. В 85 он по-прежнему работает, делает эскизы, мечтает о новых проектах.В его творческой мастерской хранится целый мир идей, как воплотившихся, так и тех, что ждут своего часа. Например, бюст еврейского поэта Лейба Найдуса, скульптура священника-францисканца Максимильяна Кольбе, погибшего в камере смерти в Освенциме, композиция «Грюнвальд». Особая мечта скульптора – воплотить в жизнь работу, посвященную форту №11 вблизи деревни Наумовичи. Этот памятник задуман не просто как архитектурная форма, а как живая память о прошлом, способная говорить с каждым, кто остановится у его подножия.
Многие произведения Анатолия Иосифовича сегодня хранятся в Национальном художественном музее Беларуси, в Гродненском историко-археологическом музее. Но, пожалуй, самое важное – они хранятся в сердцах людей. И мастер не останавливается: продолжает трудиться, планировать новые работы.
– Главное – чтобы руки и голова были в деле. Я ведь все еще студент, только с большим опытом, – улыбается скульптор.
И в этой улыбке – суть всего пути. 85 лет, но впереди все еще планы. Все еще театр жизни, где он остается режиссером. И его «актеры» из камня, бронзы и металла будут говорить с нами еще очень долго.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!