Единый реестр и административная ответственность - туризм будет жить по новому закону

Единый реестр и административная ответственность - туризм будет жить по новому закону

В Беларуси 24 января вступает в силу обновленный закон "О туризме". Цель основных изменений - защитить интересы белорусов, чтобы отдых не закончился судебным разбирательством с турфирмой. А иногда и до судебного разбирательства дело доходит не быстро, поскольку мошенники с деньгами туристов попросту исчезают. Такие случаи в Беларуси единичны, однако ситуация должна быть под контролем, а права туристов надежно защищены, посчитали в Министерстве спорта и туризма и еще несколько лет назад начали работу над проектом закона, который последний раз обновлялся в 2010 году. Многие вопросы были сняты после утверждения в 2014 году правил оказания туруслуг, однако некоторые моменты нужно было отшлифовать на уровне закона. Как будет работать единый реестр туркомпаний, когда выведут из тени недобросовестных игроков и чем поможет опыт российского туризма?
Принципиальное новшество - впервые в стране появится реестр субъектов туристической деятельности. Информацию о работающих турагентах и туроператорах соберет Министерство спорта и туризма, около 200 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уже предоставили сведения в департамент по туризму министерства, рассказывает заместитель директора департамента Виталий Грицевич. Помимо контактных данных и информации о своей работе туркомпания будет указывать, прошла ли она добровольную сертификацию туруслуг. Затем список станет доступен в интернете, его смогут увидеть все заинтересованные. Вычеркивать компании из этого реестра будут, если субъект исключается из единого регистра юрлиц и ИП или прекращает туристическую деятельность. Кстати, за непредставление информации предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 23.16 КоАП (непредставление документов, отчетов и иных материалов). Впрочем, на первых порах Минспорт все-таки не собирается прибегать к наказаниям, да и попасть в реестр - это, прежде всего, в интересах самих туркомпаний.
Реестр поможет определить, кто есть кто на туристическом рынке страны. Статистика за 2016 год пока не озвучена, но в 2015 году в Беларуси занимающимися туристической деятельностью считались 1364 организации. Однако, как считают эксперты, на деле туроператоров и турагентов, которые реально оказывают услуги населению, куда меньше. В 2005 году насчитывалось 402 турорганизации, логично, что более чем за десять лет их количество выросло, однако среди новых игроков на рынке оказались и турфирмы-однодневки.
"Реестр создается с целью упорядочения рынка, чтобы Минспорт как госорган, который отвечает за государственную политику в сфере туризма, располагал информацией обо всех субъектах турдеятельности. Турист с помощью реестра сможет получить достоверную информацию о компании, это элемент защиты прав потребителя, - поясняет Виталий Грицевич. - Иногда возникают вопросы с отстаиванием прав туристов, и дополнительная защита здесь нужна". Чтобы защитить туристов, в законе впервые появилась статья "Ответственность за нарушение законодательства о туризме". Предусмотрено, что нарушение законодательства о туризме влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.
Изменения коснулись и туристических информационных центров. Условия их создания и работы определены Министерством спорта и туризма в отдельном документе и вступят в силу одновременно с законом. Теперь ТИЦ должны быть обозначены информационным знаком, на зеленом фоне которого расположена буква "i" белого цвета и который размещается на вывеске, информационном табло. Территория, прилегающая к зданию, в котором располагается ТИЦ, либо находящаяся в непосредственной близости от него, оборудуется бесплатными парковочными местами, в том числе для парковки транспортных средств инвалидов, велосипедными пандусами для транспорта туристов, экскурсантов. В помещении инфоцентра должны быть созданы все условия для работы с гостями страны - от оборудованных для индивидуальной работы с туристами площадок до питьевой воды.
Раньше встречались жалобы на то, что туристические инфоцентры работают, как правило, с девяти до шести, а по выходным и праздникам, когда отмечается наибольший наплыв туристов, и вовсе могут быть закрыты. Теперь определено, что инфоцентры будут принимать туристов и экскурсантов в рабочие дни, государственные праздники, праздничные и выходные дни. Открываться они должны не позднее 8 часов и завершаться не ранее 20 часов. Обслуживать туристов будут, как правило, без перерыва на обед. В сезон повышенного спроса на туруслуги, в том числе во время масштабных спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, культурных и других подобных мероприятий, туристический инфоцентр может работать круглосуточно.
Новый закон определил, что туристом в Беларуси будет считаться физическое лицо, которое совершает туристическое путешествие продолжительностью от 24 часов до одного года или совершает не менее одной ночевки в стране временного пребывания. Также теперь прописано, что туристической целью считается не только непосредственно отдых, но и оздоровление, познавательные, образовательные, паломнические, деловые, другие цели. При этом турист не занимается трудовой, предпринимательской, другой приносящей доход деятельностью, оплачиваемой и приносящей прибыль из источника в посещаемой стране.
Самым горячо обсуждаемым предложением при подготовке закона был проект создания компенсационного фонда. Однако в итоге это предложение не нашло отражения в законе. Поэтому пока белорусские специалисты могут изучать опыт создания туристических фондов в России, где обновленный закон о туризме вступил в силу 1 января 2017 года. Там основные изменения затронули как раз систему отчислений, которые будут делать туркомпании в два фонда (один из них - компенсационный, который переименовали в резервный). Обязательным для работы на рынке станет включение в единый федеральный реестр турагентств, впервые введены некоторые новые понятия, в том числе туристско-информационный центр.
В России основной задачей нового закона назвали защиту туристов, которые отдыхают за пределами страны, и повышение ответственности турфирм. Вместе с тем остался открытым вопрос - а что будет с ценами на путевки? Не приведет ли необходимость дополнительных отчислений к тому, что туркомпании компенсируют эти затраты за счет повышения стоимости туров?
В Министерстве спорта и туризма по-прежнему считают - такой фонд нужен. Поэтому на уровне госорганов сегодня снова обсуждают, каким он должен быть и как сможет защитить белорусского туриста.
Редакция газеты «Гродненская правда»