Поправки в миграционное законодательство диктует время

Поправки  в миграционное законодательство диктует время

Тема вынужденной миграции приобрела особую актуальность
в 2015 году. В Беларуси также идет процесс совершенствования миграционного законодательства. Парламент Беларуси одобрил
в первом чтении внесение поправок в некоторые законодательные акты, касающиеся миграционного законодательства. Об этом мы попросили рассказать председателя Постоянной комиссии
Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по правам человека, национальным отношениям
и средствам массовой информации Андрея Наумовича.
– Почему возникла необходимость внесения изменений в законодательство о вынужденной миграции?
– В последнее время количество вынужденных мигрантов в мире постоянно растет. По итогам прошлого года их насчитывалось почти 60 миллионов человек, что является самым высоким уровнем за всю послевоенную историю. В связи с событиями в Украине в последнее время значительно вырос поток вынужденных мигрантов и в Республику Беларусь.
В этих условиях основной задачей разработки законопроекта явилось совершенствование законодательства Республики Беларусь о вынужденной миграции как с учетом правоприменительной практики, так и в целях своевременного реагирования на изменяющуюся миграционную обстановку.
– Какие принципиальные изменения вносятся указанным законопроектом?
– Центральной новацией законопроекта является внедрение единой процедуры приема и рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь.
Законопроектом также предлагается определить порядок организации работы с иностранцами, одновременно массово прибывшими в Республику Беларусь и изъявившими желание ходатайствовать о защите, порядок обращения с ходатайствами о защите иностранцев, находящихся в пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и не имеющих оснований для пропуска через Государственную границу.
Ряд иных изменений направлен на совершенствование процедуры рассмотрения ходатайства о защите, сокращение сроков ее проведения и предотвращение злоупотреблений иностранцами данной процедурой. Так, установлены критерии для предотвращения обращений с повторными ходатайствами о защите, определены случаи, когда рассмотрение ходатайства о защите может быть осуществлено без проведения собеседования, а также когда ходатайство о защите, рассматриваемое в общем порядке, может быть рассмотрено в ускоренном порядке.
Кроме того, предусматривается приведение некоторых положений законодательства в соответствие с Конвенцией 1951 года о статусе беженцев, участницей которой является Республика Беларусь.
– Каких результатов вы ожидаете от принятых изменений?
– Как отмечают международные эксперты, Республика Беларусь имеет наиболее прогрессивное законодательство в сфере вынужденной миграции среди стран СНГ. В нашей стране созданы соответствующие международным стандартам условия для приема и размещения лиц, ищущих убежища, реализуются проекты по укреплению потенциала государственных органов и неправительственных организаций, отвечающих за работу с вынужденными мигрантами.
Тем не менее мы не можем стоять на месте. Опыт европейских стран показал, что даже хорошо подготовленные и оснащенные миграционные службы не могут справиться с резко возросшими потоками беженцев. В связи с этим мы должны быть готовы к различным сценариям, а наше законодательство должно отвечать национальным интересам, соответствовать международным обязательствам и использовать лучший зарубежный опыт. Именно в этом цель внесения изменений в законодательство по вопросам вынужденной миграции.
– Когда, по вашим прогнозам, законопроект будет принят в окончательном варианте?
– Как вам известно, законопроект был принят в первом чтении 3 декабря 2015 года. Если при рассмотрении проекта закона в первом чтении обсуждаются его концепция, структура, целесообразность принятия, то в ходе доработки ко второму чтению должны быть урегулированы все оставшиеся вопросы и нюансы, т.е. происходит «дошлифовка» документа, скрупулезная работа над деталями. Несмотря на значительный объем проекта, мы планируем выйти на второе чтение уже во время весенней сессии Палаты представителей.
Редакция газеты «Гродненская правда»