Вопросы потребительского экстремизма обсудили в облисполкоме
Ситуацию, когда кто-то отстаивает свои потребительские права, редко рассматривают как манипуляцию. Тем временем вопрос начал приобретать реальный коммерческий формат в лице тех организаций, которые под видом мониторинга намеренно ищут нарушения на магазинных прилавках, а взамен молчания предлагают купить их специальные образовательные курсы, которые якобы научат продавцов соблюдать требования законодательства о торговле. На Гродненщине насчитывается не один десяток таких примеров. О том, насколько остро стоит проблема и какие меры следует предпринять, шла речь на заседании рабочей группы по вопросам развития торговли и услуг экспертного совета по развитию предпринимательства при облисполкоме.
Участие в общественно-консультативном диалоге приняли заместитель председателя облисполкома Елена Бубенчик, заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Оксана Константинович, представители областного суда, управления внутренних дел, областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, работники сферы торговли.
Сроки годности товара, соблюдение ассортиментного перечня и правил продажи алкогольной продукции, оформление ценников и соблюдение режима работы остаются самыми уязвимыми аспектами функционирования торговых объектов. Этим и пользуются коммерческие организации, настойчиво предлагающие свои образовательные услуги взамен на избавление от штрафных санкций. Нюанс в том, что их представители действительно могут предъявить жалобу в соответствующие службы – в качестве обычных потребителей.
На заседании обсуждалось, как можно повлиять на ситуацию на законодательном уровне, а также, какие меры принять на местах. Было подчеркнуто, что во многом работникам торговли не хватает информированности, как действовать в случае, если возникают сомнения в законности проводимой проверки. Зачастую продавцы и администраторы теряются от неожиданности и не вдаются в детали, какой именно подтверждающий документ им предъявили. Так действует психологический фактор.
– Контролирующим службам стоит усилить разъяснительную работу, – подчеркнула Елена Бубенчик. – Работники торговли должны знать, кто к ним может прийти и какие документы он обязан при этом предъявить.
Как рассказала Ольга Константинович, в ближайшее время на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли будет размещен официальный план всех предполагаемых в сфере торговли проверок. Это поможет работникам сориентироваться при возникновении сомнений, ведь большинство участников заседания согласились с тем, что сотрудники торговых объектов действительно нередко становятся заложниками собственной неосведомленности.