Вопросы потребительского экстремизма обсудили в облисполкоме

Вопросы потребительского экстремизма обсудили в облисполкоме

Ситуацию, когда кто-то отстаивает свои потребительские права, редко рассматривают как манипуляцию. Тем временем вопрос начал приобретать реальный коммерческий формат в лице тех организаций, которые под видом мониторинга намеренно ищут нарушения на магазинных прилавках, а взамен молчания предлагают купить их специальные образовательные курсы, которые якобы научат продавцов соблюдать требования законодательства о торговле. На Гродненщине насчитывается не один десяток таких примеров. О том, насколько остро стоит проблема и какие меры следует предпринять, шла речь на заседании рабочей группы по вопросам развития торговли и услуг экспертного совета по развитию предпринимательства при облисполкоме.

0W1A0223.JPG

Участие в общественно-консультативном диалоге приняли заместитель председателя облисполкома Елена Бубенчик, заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Оксана Константинович, представители областного суда, управления внутренних дел, областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, работники сферы торговли.

0W1A0273.JPG
– Официального термина потребительский экстремизм в белорусском законодательстве нет, однако мы нередко сталкиваемся с его проявлениями в сфере торговли, – отметила заместитель председателя облисполкома Елена Бубенчик. – Актуальность темы продиктована временем, растет уровень информированности и активности потребителей. Безусловно, покупатели имеют право на приобретение качественного безопасного товара, и в случае реальных нарушений объекты торговли должны нести ответственность, но как быть, если на самих работников сферы начинают оказывать манипулятивное давление.

0W1A0226.JPG0W1A0233.JPG

Сроки годности товара, соблюдение ассортиментного перечня и правил продажи алкогольной продукции, оформление ценников и соблюдение режима работы остаются самыми уязвимыми аспектами функционирования торговых объектов. Этим и пользуются коммерческие организации, настойчиво предлагающие свои образовательные услуги взамен на избавление от штрафных санкций. Нюанс в том, что их представители действительно могут предъявить жалобу в соответствующие службы – в качестве обычных потребителей.

0W1A0267.JPG

Интервью.JPG
– Субъекты торговли в таких ситуациях пытаются защитить свои права и делают это совершенно обоснованно, – отметила заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Оксана Константинович. – Главное, что нужно помнить в этом случае, – никто не имеет права осуществлять контролирующие и мониторинговые проверки кроме представителей уполномоченных государственных органов. В Комитет государственного контроля Республики Беларусь уже внесено предложение о внесении в Кодекс об административных правонарушениях изменений и дополнений, которые будут предусматривать ответственность за такого рода неправомерные действия.

На заседании обсуждалось, как можно повлиять на ситуацию на законодательном уровне, а также, какие меры принять на местах. Было подчеркнуто, что во многом работникам торговли не хватает информированности, как действовать в случае, если возникают сомнения в законности проводимой проверки. Зачастую продавцы и администраторы теряются от неожиданности и не вдаются в детали, какой именно подтверждающий документ им предъявили. Так действует психологический фактор.

0W1A0231.JPG

– Контролирующим службам стоит усилить разъяснительную работу, – подчеркнула Елена Бубенчик. – Работники торговли должны знать, кто к ним может прийти и какие документы он обязан при этом предъявить.

Как рассказала Ольга Константинович, в ближайшее время на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли будет размещен официальный план всех предполагаемых в сфере торговли проверок. Это поможет работникам сориентироваться при возникновении сомнений, ведь большинство участников заседания согласились с тем, что сотрудники торговых объектов действительно нередко становятся заложниками собственной неосведомленности.