Фуры стоят хмуро. Вильнюс сам заблокировал погранпереходы, но требует уступок от Минска
Проект «НА ГРАНИце».

Остановка транзита через Беларусь будет иметь долгосрочные последствия для экономики Литвы. Литовская ассоциация автомобильных перевозчиков Linava говорит о том, что убытки понесет не только транспортная отрасль, но и компании из сферы логистики и складских услуг.
Акционер компании Koldlita Игнас Мотеюнас назвал ситуацию критической: в Беларуси застряли две трети автопарка компании. По его словам, бизнес не ожидал, что правительство Литвы закроет погранпереходы, не поставив в известность предприятия и не дав возможности перевезти транспорт и грузы.
«Пытаемся подстроиться, но на сегодняшний день это критическая ситуация. Сейчас еще сохраняется инерция, грузы идут, но через пару месяцев западные перевозчики перестанут присылать грузы в Литву, они остановятся на Польше», – Игнас Мотеюнас.
По словам вице-президента ассоциации литовских автоперевозчиков Linava Олега Тарасова, в восточном направлении (Центральная Азия, Китай) курсирует около 7000 фур. Доход одной – до 10 000 евро в месяц.Потери компаний растут, а перевозчики не знают, что делать дальше.
«Если исчезнет половина транзита, мы потеряем 7-8% ВВП. Это миллиарды евро, – утверждает Тарасов. – Умножим 7000 на 10 000 – получается 70 миллионов в месяц. За год это может быть и миллиард».
Возникшую на границе ситуацию прокомментировал Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Он сообщил, что первая «то ли просьба, то ли требование» о пропуске литовских фур через закрытую Литвой границу поступила 6 ноября в Лидский погранотряд, который, в отличие от правительства страны, не уполномочен решать такие вопросы.Также он подчеркнул, что Беларусь «не против решения вопроса и готова договариваться».
«Если Литва хочет – мяч на ее стороне, пожалуйста. Открывайте границу, будем работать, сотрудничать, как было до сих пор», – Александр Лукашенко.
По данным Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, до возобновления литовской стороной нормального движения через пункты пропуска «Мядининкай» и «Шальчининкай» перемещение грузовиков на литовской регистрации через белорусскую границу осуществляться не будет. Оставшиеся на территории Беларуси грузовики, которые так и не дождались открытия литовской стороной границы, будут находиться на специально оборудованных для этих целей стоянках вблизи белорусских пунктов пропуска «Каменный Лог», «Бенякони», «Берестовица», «Котловка».
Такое решение белорусской стороной принято в целях обеспечения безопасности на подъездных к границе дорогах и сохранности данных транспортных средств.
Водители фур, которые выполнили официальные письменные требования таможенных органов по перемещению транспортных средств в специально установленные места, могут покинуть территорию Беларуси.
А что же литовское правительство? Вместо того чтобы решать искусственно созданные проблемы своих граждан, они заявляют, что могут заблокировать и железнодорожные перевозки между странами.
Раздутая, как переносящий над Литвой сигареты пузырь, проблема должна решаться не закрытием границ, а дипломатическими путями и взаимодействием силовых ведомств обоих государств. Безусловно, что этот вопрос был бы решен. Была бы только воля. Политическая. Но литовцы решили наказать всех оптом. Закрыв уши, чтобы не слышать жалобы своих граждан, просто закрыли границу.
*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
