Белорусская граница с 1 января работает по-новому

Белорусская граница с 1 января работает по-новому

Чтобы увидеть, как действует на деле концепция «Две службы на границе», корреспондент "ГП" отправилась в пункт таможенного оформления «Котловка»

Белорусская граница с 1 января работает по-новому. Чтобы увидеть, как действует на деле концепция «Две службы на границе», наш корреспондент отправилась в пункт таможенного оформления «Котловка».

День по-настоящему зимний, снежный и морозный, но в работу таможенников он сумятицы не вносит – на всех участках они действуют деловито и слаженно. Внешне даже не скажешь, что таможенники только осваивают новые условия работы с повышенной нагрузкой.

– Основная суть перемен предусмотрена концепцией «Две службы на границе», – вводит в курс дела начальник таможенного поста «Котловка» Виктор Фалевич. – Она призвана упростить и ускорить пересечение границы для перевозчиков. Для этого централизованно внедрено новое программное обеспечение, позволяющее свести воедино информационные потоки и оптимизировать работу с ними.

На весоизмерительном комплексе, где проводится весогабаритный контроль, внешне все без перемен. Поеживаясь от ветра и пурги, водители большегрузов неохотно вылезают из кабин, чтобы пройти обязательную процедуру – определение габаритов и веса грузовых автопоездов и фур. Машины, которые следуют на выезд из нашей страны, такую процедуру не проходят.

Алгоритм действий известен и привычен. Под навесом металлические пластины на дорожном покрытии – это весы. Информацию о весе считывают датчики. Далее – функции транспортного контроля: проверка разрешений, путевых листов, страховых полисов, регистрация иностранных перевозчиков, взвешивание транспорта для определения нагрузки на ось, измерение габаритов...

Все это перевозчики проходили и раньше. Вот только вместо привычного сотрудника транспортной инспекции теперь человек в форме таможенника.

– Непривычно? Неожиданно?– интересуемся у Владимира Зайцева, водителя грузового автомобиля, работающего в российской транспортной фирме. Он впервые в этом году пересекает границу, а потому есть основания для удивления.

– Ну почему же, и с коллегами общаемся, и за новостями следим, – не высказывает удивления собеседник. – Знаем, что в этом году на границе придется встречаться только с пограничниками и таможенниками.

Зато для инспектора таможенного оформления и контроля поста №1 «Котловка» Виктора Дацыка такая работа – новая.

– Да, приходится выполнять то, что раньше работники транспортной инспекции делали, – поясняет Виктор. – Программное обеспечение на компьютерах поставили новое, позволяющее работать без проблем. Если возникают какие-то закавыки, то изучаем инструкции и указы, которыми должны руководствоваться. Серьезных проблем пока не возникало.

За четыре часа рабочей смены – около пятидесяти автомобилей, въезжающих в Беларусь. Первые дни нового года в «Котловке» выдались обычными – без авралов, в обычном режиме. В зале таможенного оформления нет ажиотажа и очереди, а возле окошек с надписями «Транспортная инспекция» и «Санитарно-карантинный контроль» никого нет.

Пограничники и таможенники – вот те две службы, с которыми теперь приходится встречаться автомобилистам, пересекающим белорусскую границу. Для перевозчиков, уверяют таможенники, это удобнее: не надо метаться от одного окошка к другому, все можно оформить на месте.
А вот некоторые из перевозчиков уверяют: особого ускорения нововведение не принесло.

– Раньше на пересечение двух границ – литовской и белорусской – уходило 3–4 часа с учетом всех процедур пограничного и таможенного контроля. И сейчас столько же, – рассказывает перевозчик Валерий.

– Это пока, – уверяет начальник таможенного поста. – Для того чтобы новое прижилось, нужно время. Уже теперь каждый работник нашего таможенного поста может работать на участке транспортного контроля. Сегодня в штате поста 65 человек – 63 наших и двух уже приняли на работу из транспортной инспекции. В перспективе же в штате «Котловки» должно быть 83 человека. Наберем. Обучим. Как и все инспектора-таможенники, новички проходят стажировку на рабочем месте – вначале под присмотром опытного наставника, и только потом инспекторов допускают к самостоятельному оформлению документов.

Инспектор таможенного оформления и контроля поста №1 «Котловка» Татьяна Чайковская занята оформлением легковых автомобилей. Здесь, говорит, работа имеет свои особенности, но ничуть не легче, чем у коллег, работающих с грузовым транспортом. Пусть время оформления таможенных документов перевозчики еще не оценили в сторону уменьшения, но беготни и хлопот им точно стало меньше, считает Татьяна. А это уже несомненный плюс.

Пограничники проверяют паспорта, проводят визуальный осмотр людей и опрос о состоянии здоровья. Это с нового года их обязанность – попытаться рассмотреть в пересекающих границу людях признаки лихорадки, температуры, наркотического опьянения, если они есть. Для этого стражи границы тоже прошли специальное обучение.