Лось совсем не боится машины. В регионе участились ДТП с дикими животными

В ГАИ предупреждают, что появление зверей возможно и вне действия знаков «Дикие животные».
За 11 месяцев этого года в области произошло 450 аварий с лесными обитателями. В прошлом году за аналогичный период – 397. Как правило, последствия таких происшествий серьезные, особенно если столкновение произошло с крупным животным вроде лося или зубра.
Как рассказал ведущий инженер по охотничьему хозяйству Гродненского государственного производственного лесохозяйственного объединения Евгений Ашаев, у животных есть устоявшиеся пути миграции. Они заложены на генном уровне, и как-то повлиять на передвижение зверей крайне сложно. Каждый сезон несет свои причины выхода животных на проезжую часть. Осенью миграции связаны с гоном. В этот период мало что может устрашить животное, поэтому они идут напролом. Особенно беспечны лоси. Они менее внимательны и совсем не боятся машин.



– Мировая практика показывает, что наиболее эффективны в такой профилактике экодуки. Это инженерные сооружения, которые возводятся над проезжей частью. Они по конструкции не отличаются от природного ландшафта. То есть животные воспринимают их как часть природы. У нас пока такие технологии не используются, но на них стоит обратить внимание, даже несмотря на то, что их монтаж дорогостоящий, – отметил начальник отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД облисполкома Андрей Цыдик.
– Если забрать с собой мелкое животное, наступает административное наказание. Если же похитить крупное – грозит уголовная ответственность. Также придется возместить материальный ущерб. Лось и олень оцениваются в 300 базовых величин, кабан и косуля – 120, лиса – в 35, заяц – в 20. С такими деяниями дела обстоят так строго, потому что они приравниваются к браконьерству, – рассказал заместитель начальника Гродненской областной инспекции охраны растительного и животного мира Александр Зинченко.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Как рассказал ведущий инженер по охотничьему хозяйству Гродненского государственного производственного лесохозяйственного объединения Евгений Ашаев, у животных есть устоявшиеся пути миграции. Они заложены на генном уровне, и как-то повлиять на передвижение зверей крайне сложно. Каждый сезон несет свои причины выхода животных на проезжую часть. Осенью миграции связаны с гоном. В этот период мало что может устрашить животное, поэтому они идут напролом. Особенно беспечны лоси. Они менее внимательны и совсем не боятся машин.
– Зимой оленей, косуль и лосей привлекает соль, которой посыпают дороги. Также звери передвигаются в поисках пищи, поэтому в лесных хозяйствах мы проводим биотехнические мероприятия. Например, расставляем дополнительные кормушки, чтобы животные меньше переходили дорогу в поисках пропитания. Особенно внимательными водителям нужно быть на трасе М6, которая проходит через крупные лесные массивы и пути миграций животных. Чаще всего выходы животных фиксируются в Щучинском, Лидском, Ивьевском районах. Выше всего вероятность их появления на дороге в темное время суток – с 8 вечера до 6 утра, – рассказал Евгений Ашаев.

В свою очередь сотрудники Госавтоинспекции разрабатывают и применяют решения, которые помогают повысить уровень безопасности. Например, понижают скоростной режим во время массовых миграций животных. На помощь приходят инженерные сооружения. Вдоль трассы М6 установлена защитная сетка. Она уменьшила количество животных на дороге, но не исключила их появление (например, олени и косули могут перепрыгнуть трехметровую преграду). Оборудованы подземные туннели. Используются сигнальные столбы с катафотами синего цвета, которые называются «волчий глаз». Считается, что в природе нет естественного синего цвета, поэтому звери при его отражении на лес пугаются и уходят от дороги. Такая мера хорошо зарекомендовала себя за границей.


– Мировая практика показывает, что наиболее эффективны в такой профилактике экодуки. Это инженерные сооружения, которые возводятся над проезжей частью. Они по конструкции не отличаются от природного ландшафта. То есть животные воспринимают их как часть природы. У нас пока такие технологии не используются, но на них стоит обратить внимание, даже несмотря на то, что их монтаж дорогостоящий, – отметил начальник отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД облисполкома Андрей Цыдик.
В ГАИ предупреждают, что появление зверей возможно и вне действия знаков «Дикие животные». Некоторые водители ошибочно думают, что за пределами действия знаков они в безопасности. Если вы заметили, что вдали проскочило животное, помните, что оно может быть не одно. Максимально снизьте скорость, а лучше всего остановитесь, чтобы убедиться, что больше диких «пешеходов» на дороге нет. Можно и посигналить. В ГАИ напоминают, что резкие маневры при объезде животных могут привести к тому, что машина вылетает на встречку либо попадает в кювет. Правоохранители просят граждан соблюдать осторожность.
Как действовать, если наезд на животное все-таки произошел? Для начала нужно вызвать сотрудников ГАИ и не покидать места ДТП. За это может грозить от пяти до двадцати пяти базовых величин штрафа или лишение прав сроком до двух лет, рассказал Андрей Цыдик. Как правило, животное на дороге появляется внезапно, и водитель в столкновении не виноват. Так что ответственность за сбитое животное ему не грозит. Другое дело, если гражданин решит прихватить с собой тушу или ее часть.
– Если забрать с собой мелкое животное, наступает административное наказание. Если же похитить крупное – грозит уголовная ответственность. Также придется возместить материальный ущерб. Лось и олень оцениваются в 300 базовых величин, кабан и косуля – 120, лиса – в 35, заяц – в 20. С такими деяниями дела обстоят так строго, потому что они приравниваются к браконьерству, – рассказал заместитель начальника Гродненской областной инспекции охраны растительного и животного мира Александр Зинченко.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!